Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 28

Первые полчаса изучается медленный вальс. Занятие начинается с разминки: разогрева стоп, коленей, отработки базовых принципов движения в европейском бальном танце. Далее проводится технический разбор изучаемых фигур или самостоятельная работа в паре и по одному. Педагог при этом осуществляет индивидуальную работу с каждым танцором. После перерыва изучается латиноамериканский танец самба, проводится разминка, разогрев коленей, бедер, корпуса и рук, а только потом технический разбор фигур, самостоятельная работа по заданиям педагога. На занятиях часто используются задания на импровизацию, при которых каждый пытается создать новое для себя движение. После быстрого танца занятие завершается под медленную и красивую музыку румбы, педагог импровизирует, используя движения рук, а учащиеся повторяют. Движение постепенно затихает, останавливаясь совсем, дыхание и эмоциональный настрой приходит в норму. Перед поклоном и завершением занятия педагог отмечает тех учащихся, кто на данном занятии совершил качественный шаг вперед.

Социально-культурная технология воспитания творческой активности у молодых людей с ограниченными физическими возможностями.

В 2002г. В Доме культуры для инвалидов «Надежда» стала проводится программа направленная на преодоление социального и культурного отчуждения молодых инвалидов от общества. Она была подготовлена специалистами Центра социокультурной анимации «Одухотворение» и поддержана Фондом «Московская программа общественного развития». Технология построена на принципах синергетического развития личности.

Синергетический подход к развитию личности.

«С точки зрения синергетики неэффективное управление когнитивной или другой системой заключается  в навязывании системе некоей формы организации, ей чуждой. Такое управление в лучшем случае делает все усилия тщетными, а в худшем – наносит вред, приводит к кризисным состояниям». (с.111)

«Главная проблема по-видимому состоит в том, как управлять не управляя, т.е. обеспечить не управляемое (извне), а самоуправляемое развитие.» (с.124)

Феномен резонанса. Если параметры внешнего воздействия соответствуют собственным параметрам самоорганизующейся системы, то имеет место феномен резонанса. Происходит многократное усиление творческой активности человека.

Сущность синергетического видения психики и личности:

¨  Принципиальная открытость психики и личности как системы

¨  Нелинейность

¨  Самоорганизация когнитивных систем

Основные принципы нелинейного синергетического мышления:

¨  Всякое, даже застывшее явление, - процесс.

¨  Ветви-аномалии могут быть в чем-то совершеннее современного состояния

¨  Настоящее определяется из прошлого и формируется из будущего. «Тянут» человека из будущего.

¨  Всякая система не является свободной

¨  Развитие происходит через неустойчивость

¨  Хаос разрушителен, но в то же время конструктивен.

¨  Эффективное управление сложными системами возможно, если ориентироваться на собственные пути их эволюции.

Типичная ситуация для нелинейных систем выглядит следующим образом. У системы имеется некоторое количество присущих ей возможных для нее путей развития. Система может развиваться по одному из них. Никакими воздействиями на систему нельзя заставить развиваться ее по каким-либо другим, не свойственным ей путям. С другой стороны, в ходе развития системы имеются такие моменты (ситуации неустойчивости), в которых сколь угодно слабое воздействие может радикально изменить путь развития системы, сменив один возможный путь на другой, так же возможный для данной системы. Вблизи такого момента развития системы (точка бифуркации) сходным состоянием системы могут отвечать различные пути дальнейшего развития. Будущее развития нелинейных систем вблизи таких точек определяется не предысторией развития системы, а тем, на какой путь развития попадет система в будущем. Эволюция системы будет определяться ее будущим, а не прошлым.