Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 86

Ввиду сложных двигательных и речевых нарушений у детей, стараемся, чтобы обучение было доступно для них, выбираем посильные упражнения и задания, придерживаемся посильного метода. Используем  дифференцированный подход, не забывая о принципе преемственности, систематичности. У некоторых детей бывает настолько тяжелая форма  двигательных расстройств, когда они полностью лишены возможности свободного передвижения. Такие ребята выполняют движения с помощью воспитателя или опоры, требуя к себе особого внимания. Вова был первым моим воспитанником, который с трудом передвигался, и вместе с которым я впервые училась танцевать сидя. Наши успехи не заставили себя долго ждать. Заметили, что мальчик перестал замыкаться в себе, стал чаще включаться в ход музыкально-дидактических игр, с желанием петь песни хором, и даже попробовал спеть песню один, правда, он был еще очень скован, и не отмечалось должной уверенности. Впоследствии Вова выполнял двигательные упражнения, танцы с опорой, был активным не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Благодаря этому мальчику, у меня появилась своя методика, свой опыт работы с детьми с сильными  двигательными  поражениями.

В коррекционной работе через музыку стараемся использовать метод интегративного обучения. Так, в процессе тематических и комплексных занятий дети, показывают свои умения по изобразительной деятельности, развитию речи, математике. Такая тесная связь по общему развитию и воспитанию детей положительно сказывается на самом ребенке. Мы - педагоги, как бы дополняем друг друга в этом большом и важном процессе воспитания, обучения и развития детей. На таких занятиях стремимся развить у них желание действовать творчески. Добиваемся, чтобы дети не повторяли за нами вслепую какие-то операции, а пробовали выполнять их самостоятельно. Заинтересованные глаза ребят подтверждают – выбранный метод верен.

Наряду с главной целью педагогической деятельности по развитию речевой и двигательной активности детей ставим задачу преодоления с каждым из них проблемы личностной ущербности через развитие разнообразных навыков и умений: от различия музыкальных фраз, темпа, ритма, игры на музыкальных инструментах до способности выражать свои мысли, чувства, с наименьшими потерями выходить из стрессовых ситуаций. Основным принципом коррекционной работы при этом выступают органическая взаимосвязь музыки, речи, мышления и движения.

В процессе коррекционных занятий мы стремимся создавать ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, применяя метод убеждения, внушения. При таком отношении дети чувствуют себя на занятиях свободно, раскрепощенно, верят в свои силы, в выздоровление.

Коррекционные занятия воздействуют на эмоциональное состояние детей, способствует раскрепощению слишком сконцентрированных на себе детей. А у расторможенных (гиперактивных) позволяют сформировать способность концентрации. Детей с рассеянным вниманием учат сосредоточиться, что весьма полезно для детей с двигательными и речевыми нарушениями.

Всем известно, что одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении, которое обеспечивает постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся на каждом из временных отрезков. В предлагаемой работе преемственностью считается непрерывность в обучении (дошкольные группы — начальные классы). Ценность преемственности в данном случае велика: ребенку не нужно привыкать в первом классе к новому педагогу, ему знакомы методы и формы обучения.

Не следует заново обследовать ребенка, педагог знает психические, речевые и двигательные нарушения бывшего дошкольника, которые отмечены в индивидуальных картах развития, в них же прослеживается динамика развития ребенка на протяжении двух-трех лет. Вместе с детскими рисунками дошкольников передаем учителям дневники наблюдений, в которых раскрываем некоторые стороны музыкальных способностей детей, уровень их психических, речевых и двигательных возможностей. В этих дневниках в дальнейшем учителя и воспитатели будут прослеживать динамику развития теперь уже школьников. Придя в первый класс, каждый из школьников уже имеет определенный объем знаний, который изо дня в день можно будет повышать, используя последовательные поэтапные пути их реализации.