Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 10

Основным принципом формирования социокультурной политики в отношении инвалидов является максимально возможная дифференциация мер, направленных на адаптацию инвалидов в современных социокультурных условиях.

По мнению проф. Сукало А.А.[8], дефект и инвалидность ребенка  препятствуют социализации и инкультурации обычными способами в силу особенностей социокультурной среды. Инвалиды более, чем здоровые люди, изолированы от контактов с другими: для них затруднен доступ к широкому кругу источников информации; часто к этому добавляется особое сегрегирующее отношение к ним со стороны окружающих. Это способствует превращению дефекта в ядро личностных переживаний и препятствует успешной социализации.

Важнейшим средством инкультурации выступает культурная деятельность, человекотворческий потенциал. Осваивая мир культуры, дети не всегда воспользуются дарованной им взрослыми «свободой выбора» альтернативного средства или орудия. Нередко они идут по пути наибольшего сопротивления, существенно раздвигая начальные рамки тех задач, которые ставят перед ними взрослые. Креативный потенциал ребенка обнаруживается в контакте с культурой не в умении производить выбор из готовых альтернатив, какими бы сложными и неопределенными ни были что условия. Он находит свое выражение в способности преодолевать диктат выбора и  создавать конструктивную альтернативу самому выбору.

Процесс инкультурации ребенка-инвалида осуществляется, в основном, в сфере досуга и на базе культурно-досуговых учреждений. Здесь выделим лишь один аспект - рекреативный. Под рекреацией понимаются процессы восстановления жизненных сил и здоровья людей, которые частично утрачиваются в процессе труда и выполнения повседневных функций. Понятие рекреации тесно связано с представлениями о свободном времени и досуговых формах культурной активности.

Как сложный и многокомпонентный процесс, социально-культурная адаптация регулируется системой принципов, определяющих мировоззренческие и теоретические основания этого процесса с различных позиций (психологии, коррекционной педагогики, социологии). На основе анализа типичных проблем инвалидов можно сформулировать основные принципы социальной адаптации и реабилитации инвалидов, а именно:

1. Принцип оптимизации среды обитания человека с ограниченными возможностями.  Основные  составляющие  среды  -  социально-психологическое и культурное окружение человека с ограниченными возможностями.

Актуальность оптимизации социально-психологического окружения вытекает из понимания социальной реабилитации и адаптации как опосредованного общением процесса, успешность которого определяется мерой востребованности личностного потенциала инвалида его социальным окружением. Данный принцип предполагает, что в качестве ведущего условия адаптации выступает зона ближайшего развития человека, т.е. социально-психологическая среда - актуальное пространство его обитания, условие формирования и реализации его интеллектуальных, психических и физических возможностей.

2. Принцип реалистичности. Он требуетрешения задач реабилитации и адаптации с опорой на апробированные и доказавшие свою эффективность методы и способы, на основе учета имеющихся ресурсов (научно-методических, организационных, экономических, кадровых, информационных и др.), оптимального уровня развития детей, который определяется не только возрастной динамикой, но и зоной ближайшего развития ребенка.

Реализация данного принципа предполагает, во-первых, уважение человеческого достоинства и социальных прав личности, во-вторых, научно-методическое обеспечение программ, и внедрение наиболее эффективных в социальном и индивидуальном отношении методов; в третьих, учет и развитие компенсаторных и адаптационных возможностей ребенка, что позволит наиболее полно подготовить ребенка к жизни в социуме, преодолев недостатки развития, совершенствовать физические и психические функции, сохранную сенсорную сферу и нейродинамические механизмы компенсации дефекта.