Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 76

Культура выступает для ребенка не только как совокупность общественно эталонизированных знаний, умений и навыков, но и как открытая многомерная система проблемно-творческих задач. В этой связи развитие психики ребенка - это все более глубокое погружение в исторически развивающееся проблемное поле культуры. Поэтому процесс культурной деятельности, а стало быть, и процесс психического развития с необходимостью приобретает черты креативного процесса. Движущей силой психического развития ребенка является не само по себе присвоение общечеловеческого опыта, а его проблематизация - особое действие взрослого и ребенка по приданию формы незавершенности, неопределенности различным компонентам развивающегося содержания социокультурного опыта:

самим предметам культуры, их социально закрепленным образам, общественно заданным схемам действий с этими предметами, нормативным моделям построения человеческих отношений по поводу

Выйти из семейной среды в круг творчества и общения с друзьями по Центру, чтобы в совместной творческой деятельности обрести, хотя бы в первичном виде, желанные навыки независимого образа жизни  -  именно таково кредо участников мастерской АТП, работающей под эгидой Благотворительного Фонда поддержки и развития арттерапевтических технологий в Санкт-Петербурге. Во время посещения мастерской, присутствия на занятии и в беседе с президентом Фонда А.С.Шагеевой и директором АТП О.В.Платоновой мы получили достаточно полное представление о содержании и организации опытно-эскпериментальной работы с разновозрастным коллективом.

В мастерской АТП под руководством О.В.Платоновой, являющейся одновременно старшим научным сотрудников Санкт-Петербургского Русского музея, осуществляется долговременный формирующий эксперимент. Его непосредственные участники – непосредственно сами «клиенты» в лице так называемых «особенных» детей, учащихся базовых школ  гор. Санкт-Петербурга; педагоги-психологи, имеющие художественное образование; художники-профессионалы, питающие большой интерес к арттерапевтическим технологиям 

Эксперимент направлен на значительное расширение, с помощью комплекса творчески развивающих средств и приемов, круга общения так называемых «особенных» детей. В специально созданной социально-культурной среде (мастерской служит обширное помещение со столами, мольбертами, дети и подростки в возрасте от 12 до 18-19 лет включаются в ставшую привычной для  них процедуру коллективного занятия, начинающегося с группового собеседования «Как ты себя сегодня чувствуешь?», « Какое у тебя сегодня настроение?», «Чем ты сегодня озабочен\а?», «Какую тему или идею ты хотел бы воплотить сегодня в своем рисунке?»

Контакт, конструктивный разговор с детьми начинается сразу с того, как педагог внимательно, терпеливо, не перебивая («понятно», «все ясно», «на этом можно не останавливаться»), выслушивает своих юных собеседников. Приглашая ребят к разговору, руководитель как бы подчеркивает: «Я хочу, чтобы вы знали и были уверены в том, что ваши проблемы мне не безразличны».

Дидактический материал, преподносимый на занятии, предстает перед ребенком  не только как совокупность общественно эталонизированных знаний, умений и навыков, но и как открытая многомерная система проблемно-творческих задач. Так, один из педагогов, присутствующих на занятии, художник-профессионал А.Д.Лоцман разворачивает перед детьми серию вопросов, которые составят сюжетную канву творческого задания: «Когда вы шли сюда, в центр, вы обратили внимание на  цвет ясного, прозрачного неба? А ослепительный фон снега? А цвет гроздьев рябины возле калитки? А теперь давайте представим себе эту гамму цветов на листе бумаги. А какие еще яркие пятна можно добавить в нашу композицию?».

. Вооружившись листами ватмана, красками, кистями, дети приступают к реализации собственного творческого замысла.

 При этом, как нам довелось наблюдать, каждый из ребят,   обладая определенным социально-психологическим статусом в группе, испытывает определенный психологический комфорт, ощущая постоянное внимание и свою востребованность со стороны педагога и своих ровесников.