Все сказанное выше имеет прямое отношение и к вопросам эстетического воспитания лиц с дефектами зрения. Основным источником эстетических переживаний человека, следуя принципу детерминизма, является окружающий мир, взятый в единстве его физических и социальных явлений. Нарушенное, а тем более отсутствующее зрение создаёт определённые затруднения в восприятии окружающей действительности, сужает диапазон воспринимаемых явлений, при этом, естественно, может уменьшаться круг явлений, способных потенциально стать объектами эстетического воспитания и эстетических переживаний. Но надо пояснить, что некоторое снижение перцептивных возможностей, обусловленных слепотой, означает их отсутствие. Созданные анализаторы оказываются способными достаточно полно и вполне адекватно отражать окружающий мир, а стало быть воспринимать его и эстетически. Исследования, проведённые В.С. Свердловым, достаточно убедительно показали возможность не только адекватного восприятия незрячими скульптурных произведений, но и достаточно точную, а подчас и весьма тонкую эстетическую оценку.
Современный уровень технологии позволяет создавать тифлографическую продукцию, достаточно точно восроизводящую не только произведения архитектуры и пластики, но и в отдельных случаях рельефно репродуцировать живописные и графические работы. Разумеется, в последнем случае может пропасть целый ряд изобразительных средств (цветность, перспектива, светотеневые проработки и пр.), но и даже при этом произведение сохраняет большое количество элементов, способных вызвать эстетические переживания, не говоря уже о самом факте знакомства ученика с конкретным произведением, получить представление о котором он может только таким путём.
Эстетические переживания тесно связаны с образной сферой сознания человека, и поэтому ничто так не тормозит развитие чувства прекрасного, как отсутствие конкретного образа. Поэтому развитие и обогащение чувственного компонента сознания детей с дефектами зрения есть важнейшая предпосылка их эстетического воспитания. Активное использование остаточного зрения представляет дополнительные возможности в этом отношении. Результаты исследований Л.К.Малштейн свидетельствует о том, что при создании определённых условий дети с весьма низкой остротой зрения могут достаточно полно и точно воспринимать плоскостные репродукции с произведений живописи как с предметной, так и с эстетической стороны.
Чаще всего эстетическое воспитание ассоциирует с произведением бесед, экскурсий, лекций, знакомящих учащихся с произведениями искусства. И это вполне оправдано и подкреплено богатым опытом педагогической практики. Тем не менее в подобных случаях внутреннюю активность ученика не всегда можно точно проконтролировать.
Включение ребёнка в различные виды творческой деятельности, по существу, являющиеся эстетическими видами деятельности, ибо здесь ребёнок на практике осваивает не только целый ряд умений и навыков, но и определённые категории прекрасного (гармонично, оригинально, сочетаемо, выразительно, реалистично и пр.), являет собой мощное средство эстетического воспитания.
Стержневым компонентом творчества является продуктивное воображение. Деятельность фантазии тесно включается в процесс восприятия и понимания произведений искусства. Объединение чувственного опыта негативно влияет на развитие воображения детей с дефектами зрения. Продукты фантазии могут носить стереотипный, непродуктивный характер. Именно на примере творческого воображения можно увидеть, хотя и весьма опосредованное, влияния дефекта зрения на эстетическое развитие детей. Но при этом следует помнить, что не воображение порождает творчество, а творчество – воображение. Поэтому развитие воображения детей возможно лишь в различных видах творческой самодеятельности. Таким образом, творчество является не только мощным средством эстетического воспитания слепых и слабовидящих, но и эффектным средством коррекции различного рода вторичных отклонений.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.