Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 32

С нашей точки зрения, сущность  глубинного общения раскрывают ряд выдающихся русских философов и ученых. Г.С.Батищев писал, что   в нем каждый субъект присутствует всей целокупной полнотой своего бытия, выделяемом не количественно, не какими-либо внешними границами, а качественно, своей наполненностью. Это способ коллективного мышления в соответствии с «особенной, необыкновенной внутренней сложностью субъектного мира каждого, с той раскрытой незавершимостью и само-соотнесенностью с субъектными мирами других, которая выразима лишь диалектикой многих парадигм, многих уровней и смысловых полей, многих виртуальных возможностей, сущностных сил и сфер». (2) Нам представляется ценной мысль А.Ф.Лосева о том, что личность представляет из себя не только активный субъект деятельности и продукт общественных отношений, но она есть миф, в котором происходит чудо соединения внешне-исторического плана жизни человека и плана «внутренно-замысленного, плана заданности, преднамеренности и цели его жизни».(6,С.162) Как показала практика, эти два фактора наиболее существенны в процессе глубинного общения. Общение с актуализацией этих планов создает определенное внутреннее состояние, которое М.Мамардашвилли назвал «зазором бытия». В это время течение физического времени как будто исчезает, но более интенсивно возрастает течение жизни содержательной, событийной. Человек как бы выпадает из привычного для него хода жизни, проваливаясь в «зазор» совсем иных содержаний и переживаний. Его мысль распространяется далеко вперед, конструируя его будущее, или наоборот, далеко назад, анализируя прошлое, он погружается в вопросы о смысле всего, что он сделал в жизни, он пытается определить свое место в том течении жизни, которым идет человечество. сГлубинное общение   диалектически связано с творческой деятельностью личности в уединении, а также с ее активностью и гражданственностью. Если в физическом плане человек может условно рассматриваться как что-то фиксированное, то в духовном плане человек – это процесс. Духовно живой человек – это человек стремящийся, преодолевающий, ищущий, борющийся в реальной жизни. Самосознание и рефлексия в процессе общения имеют смысл только в том случае, если они связаны с самозабвением и предметным мышлением в конкретной творческой деятельности человека. Только тогда есть динамика внутренней жизни и есть что рефлексировать. Таким образом, в процессе глубинного общения происходит не только актуализация глубинных слоев жизни человека, но и подготовка, планирование и анализ, деятельности человека в повседневной жизни, в соответствии с его глубинными особенностями. С нашей точки зрения, все эти процессы очень хорошо визуализировал в математических графиках выдающийся отечественный ученый-психолог, академик, друг и ученик М.Мамардашвилли, В.П.Зинченко.( 5,С.302)

Глубинное общение необычайно энергетически  наполнено, рождает вдохновение или даже эйфорию. Выражение глубинных содержаний, восприятие глубинного опыта других, восприятие эйдетической энергии, заложенной в изречениях мудрецов или произведениях искусства, эмоциональная экспрессивность центральной личности и энергия каждой индивидуальности, создает то особое радостно-насыщенное эмоциональное состояние, которое можно поставить на пик положительных эмоциональных переживаний человека. При этом сознание не подавляется, а наоборот, активизируется. 

По нашему мнению, явление глубинного общения имеет длинные исторические корни, существует на протяжении всей человеческой истории и у разных народов, его проявление подобно коротким и ярким вспышкам. Мы считаем, что глубинное общение являлось источником и результатом интенсивного творческого развития личности и общественного прогресса, оно достигало своего пика в период «золотого века» того или иного народа. Более глубокий анализ общения в культурной жизни Золотого и Серебряного века в России, позволяет сделать вывод, что глубинное общение одна из основных причин появления огромного количества гениев в самых разных областях культуры, искусства, науки в нашей стране в 19 – нач.20 века. Это ясно говорит о социально-педагогическом потенциале рассматриваемого явления. Остановимся на нескольких наиболее ярких проявлениях глубинного общения в истории.