Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 41

Пришлось потратить немало времени на то, чтобы научиться правильно брать колокольчик, исключая его звучание. При этом вначале переворачивали его, затем только поднимали (некоторые дети играли левой рукой, поэтому испытывали при этом немало трудностей).

В свистульки доливали воду, чтобы мелодия была красивая, мелодичная. Вода постепенно выливалась из них, даже после того, как мы промазали снаружи все швы специальным клеем, поэтому была необходима какая-то подставка. Мы решили использовать маленькие солонки-блюдечки. Таким образом, стулья оставались сухими. Свою свистульку ребенок находил по цвету, так как на одном стуле находилась свистулька и того, кто стоит во втором ряду. После каждого исполнения свистульки тщательно протирали спиртовым раствором.

На спинке стула - трещотки. Все остальные инструменты (стиральная доска, коробочки, бубны, тамбурин и др.) свободно лежат тут же на стульях.

Стулья выбирали с мягкими сиденьями и спинками, чтобы не было лишних звуков, шума.

Вначале мы рассмотрели с детьми фотографию ансамбля ложкарей-школьников, прослушали в грамзаписи русскую народную песню "Светит месяц", выяснили, кто из детей видел выступление такого ансамбля по телевидению или на концерте. Оказалось, что Оля видела ансамбль несколько раз по телевидению, а Нина, когда ездила в деревню к бабушке, наблюдала, как на ложках играют взрослые и дети.

Познакомили ребят со всеми инструментами, которые будут звучать в нашем ансамбле (деревянные ложки, ксилофон, трещотки четырех видов, треугольники, ритмические палочки, колокольчики, коробочки, колотушки, бубны, бубенцы, барабан), спросили, кто на каком хотел бы играть.

Сначала дети учились хлопками передавать ритмический рисунок знакомых песен. Освоивать игру на ложках начинали с простейших движений: дети передают несложный ритмический рисунок, держа ложки перед собой отдельно в каждой руке. Затем руки с ложками двигаются вверх и вниз, вправо и влево. Учились выполнять круговые движения в разные стороны. Постепенно ритмический рисунок усложнился. Дети научились слышать друг друга, реагировать на тихое и громкое звучание аккомпонимента. Отрабатывали синхронность в исполнении, что особенно сложно. После того, как все ребята освоили эти, на первый взгляд, простые упражнения, переходили к более сложным. Учились удерживать обе ложки в одной руке между пальцев (1-2) (2-3), чтобы они не переворачивались, не выскальзывали из них. Ложками ударяли о ладошку другой руки. Ввиду того, что дети держали ложки кто в правой, кто в левой руке, сложно с показом. Поэтому здесь практиковали индивидуальное обучение, индивидуальный показ.

Насильственные движения мешали некоторым из ребят выполнять движения ритмично, в одном темпе со всеми - дети волновались, прилагали большое старание. Постоянно от них требовалось внимание, выдержка. У ребят не сразу получалось чистое звучание, ложки выскальзывали. Объясняли, как следует держать их: закладывать черенки ложек между пальцами правой руки так, чтобы выпуклость ложек была обращена друг к другу. Затем отрабатывали звук, который получается при ударе ложкой о ложку; он должен быть звонким, чистым. У многих ложки зачастую переворачивались, соскальзывали и звук терялся. Чтобы звук получался красивым, советовали держать черенки ложек у самого края, предлагая вначале отрабатывать звучание, ударяя ложками по ладошке и по коленям.

После этого переходили к следующим упражнениям: ударяли ложками о колено, по перевернутой ложке снизу, выполняли ритмичные движения рук вверх, вниз, вправо, влево, круговые движения. Повторяли упражения, разученные в игре с ложками, когда они находились в каждой руке отдельно. Постепенно переходили к упражнениям, в которых чередовались различные упражнения. Самым сложным для наших участников стало следующее: наклон туловища вперед с одновременным ударом ложек о носок ноги (нога чуть выставлена вперед), затем о ладошку снизу, о колено и опять о ладошку, по перевернутой ладошке к лицу. Такие сложные движения смогли выполнить не все дети. Остальные или отдыхали, или передавали ритм ложками в самом простом варианте. Из всех этих упражнений мы впоследствии строили различные варианты для исполнения мелодий ансамбля.