Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 73

При этом, встречаясь с детьми разных возрастов (диапазон от 5-6 лет до 20-21 года) в семейной обстановке (Слободенюк Александра, Неверова Инна, Потапова Елена и их близкие: матери, бабушки и т.д.)  и непосредственно в рабочей атмосфере центров, мы  еще и еще раз убеждались в совершенно очевидной социально-культурной исключительности вывода, сделанного психологами и  медиками в отношении Ограничения со стороны опорно-двигательного аппарата, сенсорные нарушения, даже частичная патология интеллектуальной сферы в результате психических расстройств у опрошенных нами детей  ни в коей мере не препятствуют сохранению и даже активизации определенных художественных, творческих способностей, развитию эмоционально-эстетической сферы, выработке своего собственного взгляда на красоту окружающего мира.

Педагог дополнительного образования-психолог Афанасьева Елена Владимировна ( центр реабилитации «Виктория»). Еженедельные (2 раза) занятия с небольшими группами детей, имеющими сходный диагноз. Пение, стихи, различные виды изобразительной деятельности: лепка, апликация, рисование, в том числе нетрадиционные формы, оригами.  Параллельно педагог индивидуально занимается с детьми, нуждающимися в усиленной коррекционной работе, и с теми, кто имеет особые склонности в изобразительной днеятельности. Проводит обучающие занятия и консультации для родителей, рассказывая им о методах и приемах, необходимых для коррекционных занятий в домашних условиях.

 С помощью гибкой системы специально подготовленных как добровольных, так и обязательных учебных и творческих заданий для каждого ребенка и всей группы (8-10 чел.) педагог фактически организует социально-культурное индивидуально-творческое пространство, в котором он постоянно воспроизводит, элемент за элементом, свою авторскую программу. При этом каждый из педагогов вносит в эти задания, вместе с научно обоснованной концепцией, и долю собственной эмоциональной окраски  и фантазии. Например, у педагога-психолога Елены Владимировны Афанасьевой (центр «Виктория», Сочи) в индивидуально-творческую среду  вводятся так называемые «пять языков любви». Музыкальный руководитель-педагог Лидия Викторовна Мелешко (центр реабилитации, бывший клуб «Жемчужинка», Адлер) стимулирует эмоциональную отзывчивость и творческую активность детей с помощью их ежедневного соревнования за звания «Лучший Чистюлькин», «Лучший Гантелькин», «Лучший  Соловейкин» и т.д.

В беседах с педагогами выясняются требования, предъявляемые к учебным предложениям-заданиям и средствам творческого труда ребенка. Это еженедельное частичное обновление этих заданий или инструментов, которыми оперирует ребенок (не более 1-2 за один раз). Обеспечение для ребенка свободы выбора предложений и максимума их доступности. Одновременно в каждом, даже групповом предложении-задании педагог преследует несколько целей, касающихся персонально каждого ребенка – коррекцию его дефекта, развитие моторики, активизацию творческой фантазии, формирование умения видеть и понимать другого человека, способности поставить себя на место другого, действенно откликаться на его состояние. Задания соответствуют особенностям каждой из групп.

По итогам  фестивалей и выставок творчества детей с ограниченными возможностями главой Адлерской городской администрации ежегодно выделяются три именных поощрительных премии для одаренных детей-инвалидов. Администрация города ежегодно проплачивает реабилитационному центру «Жемчужинка» содержание летних оздоровительных лагерей, периодические выезды детей на экскурсии  в достопримечательные места Большого Сочи, в горы и на побережье. В соответствии с программами социального развития городские власти  и спонсоры оказывают центру помощь в приобретении мебели, оборудования, необходимого игрового и спортивного инвентаря.