Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 22

в) первый день в лагере (знакомство с детьми, формирование отряда, дорога в лагерь, размещение, ознакомление с территорией и т. д.)

3.Практические занятия:

а) «Игра-дело серьезное» (игры на знакомство, на сплочение коллектива, игры на решение конфликтных ситуаций, игры для досуга, и т. д.);

б) психологические тренинги (на адаптацию в новой среде, на активизацию деятельности, на коммуникативность, на сплочение коллектива и решения конфликтных ситуаций в нем);

в) музыкальные занятия (разучивание песен, исполняемых в лагере, подготовка фонограмм и  т. д. );

г) художественно-оформительские занятия (знакомство с различными шрифтами, с правилами грунтовки бумаги и оформления газет, с техникой выполнения аппликационных работ и т. д. ).

При подготовке к работе в лагере  большое внимание уделяется знакомству с программой смены. Несмотря на то, что все смены лагеря «Мечта» тематические- есть одна идея, есть конечная цель и есть содержание, наполняющее смену в целом - программа содержит еще и подпрограмму, в которую входят мероприятия  «вне темы» (например смены «Синяя птица», «Аллея звезд» ). Разработка таких мероприятий поручается каждому вожатому. Анализ, корректировку следует проводить всем педагогическим коллективом на семинарских занятиях по подготовке к лагерю. Это, с одной стороны, дает возможность человеку, ответственному  за проведение данного мероприятия ,снять волнение, страх и негативные эмоции, часто  возникающие у вожатых-новичков на сцене лагеря, с другой стороны  вызывает у всех членов вожатского коллектива чувство ответственности за подготовку отрядов к данному мероприятию.

Соизмеримо с целью звучат  и задачи лагеря:

способствовать реализации творческого потенциала детей-инвалидов;

помочь им избавиться от комплекса неполноценности;

развивать способности успешно адаптироваться к новым социальным условиям;

всемерно укреплять здоровье детей с ограниченными возможностями, совершенствовать их физическое развитие.

Областной лагерь отдыха и творческой реабилитации для детей-инвалидов «Мечта» проводится два раза в год, зимой и летом, в каникулярное время. Летние и зимние смены лагеря отличаются по продолжительности. Это зависит от количества каникулярных дней в определенное время года. 

За шесть лет существования в лагере  побывало 2440 детей из города Волгограда и  44-х районов Волгоградской области. Первая попытка провести такой лагерь была предпринята летом 1995 года. Тогда дети отдыхали вместе с родителями. В настоящее время дети-инвалиды выезжают в лагерь самостоятельно, то есть без сопровождения. На данный момент было проведено 17 лагерных смен (зимних и летних).

В лагере существует особая система оздоровления. Квалифицированный врач-педиатр проводит оздоровительно-профилактические мероприятия для детей с определенными заболеваниями по группам, а так же индивидуальные занятия. Это и специализированная утренняя зарядка, и дыхательная гимнастика по Срельниковой, точечный массаж, точечный массаж по Уманской, гимнастика по Джейн Брин, закаливание.  

Особенностью данного лагеря стало и то, что рядом с детьми не находятся родители.  Может быть, для многих впервые появилась возможность реализоваться самостоятельно, почувствовав собственные силы. Это позволяет избавиться от ненужных страхов или навязчивых идей, что я в этой жизни ничего не могу.

Количество детей в отряде не должно превышать 15-20 человек.

Лагерь – это огромный мир со своими законами  и правилами. Так одной из многочисленных  традиций «Мечты» стала система роста ребенка. Приехав в лагерь впервые, реализовывая все свои возможности, ты  может стать на первую ступень лагерной лестницы – кандидат в помощники вожатого. Это даёт ему право на персональную путевку и , безусловно, более доверительное и требовательное отношение к тебе со стороны вожатых. Всего ступеней несколько: кандидат в помощники вожатого, помощник вожатого, кандидат в стажеры, стажер. Ответственность возрастает по мере продвижения по ступеням лагерного роста. И если ты достиг последней – стажер – то следующая ступень – это вожатый. Но её достигают не все. За  все время проведения лагерей уже   2 стажера стали полноценными вожатыми.