Театральная деятельность дает возможность для проявления неординарности, индивидуальности «особенного» ребенка, она снимает у него комплексы, делает его раскованнее
Таким образом, мы еще раз убеждаемся в универсальности самого принципа деятельностного подхода к организации процесса социально-культурной интеграции детей с ограниченными возможностями. Действительно, поиск комплексных средств, наиболее радикально меняющих условия и характер развития ребенка и тем самым осуществляющих его реабилитацию, заключается в выборе деятельностного подхода к организации реабилитационного процесса. Данный подход выступает как альтернатива простому синтезу медико-терапевтических, учебно-педагогических приемов, имеющих своей целью "исправление" характера и поведения детей с патологиями.
Временно улучшая физическое и психическое состояние путем затормаживания негативных реакций, этот синтез приемов существенного влияния на жизнь ребенка не оказывает . Патологии и неблагоприятные условия определяют психическое развитие не сами по себе, а опосредованно, через деятельность растущего человека. Именно деятельность открывает возможности компенсации одних поврежденных систем другими, преодоления биологических и социальных ограничений психического развития.
С позиций деятельностного подхода любые аномалии детей видятся, познаются, исследуются через их отражение в позитивном, неким искривлением, отклонением от которого они являются. С этой точки зрения аномалии не являются чем-то заложенным заранее, а потому неизменно негативным. Следовательно, именно закономерности нормального психического развития ребенка выступают ориентиром, с которым необходимо соотносить все варианты отклонений у «особенных» детей. На основании такого сопоставления организуется деятельность сотрудников реабилитационных учреждений по оказанию профессиональной помощи не столько неврологического и психиатрического, сколько психологического и педагогического социального характера.
Анализ результатов деятельности педагогов-психологов, работающих в центрах реабилитации (С.-Петербург, Сочи, Волгоград и др.), дает право сделать вывод, что используемый ими комплекс методов и приемов позволяет успешно развивать интеллектуальные способности у детей с различными степенями умственной отсталости, в том числе и с тяжелой. Найденные в процессе организации творческой деятельности детей формы обучения и развития носят универсальный характер.
Сочетание различных объектов и предметов, предлагаемых на занятиях каждому ребенку, взаимосвязанность и преемственность творческих заданий придают ярко выраженную направленность уроков для каждого ученика, позволяют повысить результативность работы.
Дети, поступающие в данный и другие реабилитационные центры, находятся под постоянным медицинским контролем, периодически проходят обследования в медицинских учреждениях по профилю их заболеваний. Это дает основание судить о достоверности и объективности позитивных результатов, достигнутых педагогами в социально-культурной реабилитации детей посредством включения их в творческую деятельность. Высказываемая иногда точка зрения, что успехи реабилитации детей с ограниченными возможностями связаны с ошибками в диагнозе, представляются несостоятельными.
Для дальнейшего развития методики и ее совершенствования необходимо использовать, по нашему мнению, дополнительные аппаратные и психологические обследования детей два раза в год, ведение базы данных, расширение деятельности Центра по объему и по направлению (создать еще две группы педагогов для работы с более легкими детьми, ввести новые формы работы с использованием обучающих компьютерных программ, организовать летние лагеря-школы для сотрудников реабилитационных учреждений региона с приглашением специалистов, организовывать регулярные семинары для педагогов, в том числе и выездные, проводить подготовку групп из различных регионов страны.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.