Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 79

Театральная деятельность дает возможность для проявления неординарности, индивидуальности «особенного» ребенка, она снимает у него комплексы, делает его раскованнее 

Таким образом, мы еще  раз убеждаемся в универсальности самого принципа деятельностного подхода к организации процесса социально-культурной интеграции детей с ограниченными возможностями. Действительно, поиск комплексных средств, наиболее радикально меняющих условия и характер развития ребенка и тем самым осуществляющих его реабилитацию, заключается в выборе деятельностного подхода к организации реабилитационного процесса. Данный подход выступает как альтернатива простому синтезу медико-терапевтических, учебно-педагогических приемов, имеющих своей целью "исправление" характера и поведения детей с патологиями.

 Временно улучшая физическое и психическое состояние путем затормаживания негативных реакций, этот синтез приемов существенного влияния на жизнь ребенка не оказывает . Патологии и неблагоприятные условия определяют психическое развитие не сами по себе, а опосредованно, через деятельность растущего человека. Именно деятельность открывает возможности компенсации одних поврежденных систем другими,   преодоления биологических и социальных ограничений психического развития.

С позиций деятельностного подхода любые аномалии детей видятся, познаются, исследуются через их отражение в позитивном, неким искривлением, отклонением от которого они являются. С этой точки зрения аномалии не являются чем-то заложенным заранее, а потому неизменно негативным. Следовательно, именно закономерности нормального психического развития ребенка выступают ориентиром, с которым необходимо соотносить все варианты отклонений у «особенных» детей. На основании такого сопоставления организуется деятельность сотрудников реабилитационных учреждений по оказанию профессиональной помощи не столько неврологического и психиатрического, сколько психологического и педагогического социального характера.

Анализ результатов деятельности педагогов-психологов, работающих в центрах реабилитации (С.-Петербург, Сочи, Волгоград и др.),   дает право сделать вывод, что используемый ими комплекс методов и приемов  позволяет успешно развивать интеллектуальные способности у детей с различными степенями умственной отсталости, в том числе и с тяжелой.  Найденные в процессе организации творческой деятельности детей формы обучения и развития носят  универсальный характер.

Сочетание различных объектов и предметов, предлагаемых на занятиях каждому ребенку,  взаимосвязанность и преемственность творческих заданий придают ярко выраженную направленность уроков для каждого ученика, позволяют повысить результативность работы.

Дети, поступающие в данный и другие реабилитационные центры, находятся под постоянным медицинским контролем, периодически проходят обследования в  медицинских учреждениях  по профилю их заболеваний. Это дает основание судить о достоверности и объективности позитивных результатов, достигнутых педагогами в социально-культурной реабилитации детей посредством включения их в творческую деятельность. Высказываемая иногда точка зрения, что успехи  реабилитации детей с ограниченными возможностями связаны с ошибками в диагнозе, представляются несостоятельными.

Для дальнейшего развития методики и ее совершенствования необходимо использовать, по нашему мнению, дополнительные аппаратные и психологические обследования детей  два раза в год, ведение базы данных, расширение деятельности Центра по объему и по направлению  (создать еще две группы педагогов для работы с более легкими детьми, ввести новые формы работы с использованием обучающих компьютерных программ, организовать летние лагеря-школы для сотрудников реабилитационных учреждений региона с приглашением специалистов, организовывать регулярные семинары для педагогов, в том  числе и выездные, проводить подготовку групп из различных регионов  страны.