Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 75

Трудно перечислить все необходимое для достижения  близости с ребенком. Если одним словом: необходимо уже заранее,  до знакомства, любить его. Сказав это, можно считать, что объяснено все и вместе с тем - ничего. Поэтому назовем некоторые вещи, нужные для понимания задачи. В первую очередь, у преподавателя должна полностью отсутствовать какая бы то ни было демонстрация "превосходства взрослого". Этого превосходства ребенок волей-неволей уже всласть насмотрелся за свою жизнь. Перед ним должен возникнуть  образ старшего товарища, близкого ему по духу, по интересам (несмотря на разницу в возрасте), знающего и умеющего неизмеримо больше него, но всегда готового всему научить,  все рассказать и с охотой и с удовольствием выслушать и научиться тому, что ребенок сам знает и умеет. Нужно уметь слушать, даже если ребенок не умеет говорить. Преподаватель должен как бы "забыть", что перед ним пока еще маленький собеседник. Ребенок растет в собственных глазах, когда с ним говорят, как со взрослым (и ни в коем случае - не с больным!) человеком. Не нужно бояться употреблять "взрослые" темы и термины в разговоре. Однако необходимо при этом построить разговор так, чтобы ребенок понял все, что ему рассказано, и ни одно слово не осталось непонятым. Чувства уверенности и защищенности должны сопутствовать общению ученика с преподавателем. Если говорить коротко о стратегии урока сначала необходимо уловить, как можно скорее, настрой ребенка, "подстроиться" к его состоянию, включиться вместе с ним в общую работу, войдя в "режим резонанса" с ним, ввести ребенка в апогей эмоционального состояния (творчество, вдохновение) и, почувствовав, уловив этот момент, дать ученику толчок, задачу для собственного творчества. В эти-то мгновения и происходит подъем на новую ступеньку в интеллектуальном развитии ребенка. Такие моменты бывают далеко не на каждом уроке, но стремиться достичь их нужно постоянно и не упустить эти драгоценные секунды, утрата которых невосполнима, поскольку потерю времени в развитии детей со сниженным интеллектом нельзя даже сравнивать с потерей времени здорового человека. Тематику практически всегда диктует сам ребенок, все зависит от него самого. Важно все: и как он вошел в Школу, и как протекал предыдущий урок, состояние здоровья ребенка, реакция на погоду, настроение мамы, бабушки и т.д. Ребенок может быть сегодня "трудным": не выспался, видел что-то ему неприятное по дороге в Школу, не поладил с мамой и т.д. В этом случае необходимо начать с самого любимого, нетрудного, успокаивающего занятия, но непременно связанного только с данным уроком и его преподавателем. инкультурации выступает культурная деятельность, человекотворческий потенциал которой неоднократно подчеркивался философами, культурологами, педагогами. Осваивая мир культуры, дети не всегда воспользуются дарованной им взрослыми «свободой выбора» альтернативного средства или орудия. Нередко они идут по пути наибольшего сопротивления, существенно раздвигая начальные рамки тех задач, которые ставят перед ними взрослые. Креативный потенциал ребенка обнаруживается в контакте с культурой не в умении производить выбор из готовых альтернатив, какими бы сложными и неопределенными ни были что условия. Он находит свое выражение в способности преодолевать диктат выбора, создавать конструктивную альтернативу самому выбору, т.е. в надситуативном действии2 . Именно надситуативное действие обеспечивает овладение ребенком в сфере живых точек роста культуры саморазвивающимися формами духовно-практического опыта человечества.

С этой точки зрения история, воспроизводство и развитие культуры в историческом времени представляют собой трансляцию от поколения к поколению всеобщей формы проблемности человеческого бытия23. Будучи опредмеченной в человеческих вещах и способах взаимоотношения людей по поводу вещей, эта форма для каждого поколения может носить как явный, так и скрытый характер. Это рассогласование цели и результата культурной деятельности может осознанно фиксироваться как проблема, требующая разрешения, а может и уходить своими корнями в сферу коллективного бессознательного и его архетипов. Но в любом случае оно объективируется внутри культуры и исторически транслируется от поколения к поколению.