Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 87

Непрерывность и преемственность в обучении, а именно работа с детьми на протяжении 6-7 лет (2 – 3 года обучения в дошкольных группах и 1 – 4 года в начальных классах) дает положительные результаты в развитии нарушенных функций речевого и двигательного аппарата, в которых прослеживается эффективное продвижение учащихся по всем предметам начального звена. Используя последовательные и поэтапные пути в обучении, развитии и воспитании детей в процессе коррекционной работы, можно достичь значительное и устойчивое повышение эффективности всего педагогического процесса.

Строим занятие так, чтобы в нем нашлось дело для детей с различной степенью поражения опорно-двигательного аппарата. Предлагая детям общие задания, учим их приобретать навыки коллективных действий, дисциплинированности, вежливому общению друг с другом, умению связно выражать свои мысли, находить выход из стрессовых ситуаций. Таким образом, через музыку развиваем личностные качества, самостоятельность, познавательную активность творческого потенциала, умение преодолевать трудности, связанные с психическими расстройствами.

В повседневной встрече с детьми мы стремимся строить практические занятия так, чтобы они представляли собой комплексные дидактические технологии с набором разнообразных методов и приемов обучения, максимально активизирующих воспитательное и развивающее воздействие на ребенка. Так, на занятиях используем погружение детей в игры, песни, танцы, психологические и гимнастические упражнения, в игры на музыкальных инструментах, работу по разучиванию речевых упражнений, в ролевые игры по драматизации песен и сказок.

Такое разнообразие приемов  дает возможность выходить без труда из различных экстремальных ситуаций, зачастую возникающих в процессе занятий в связи со сложностью диагноза отдельных детей. В подобных случаях от педагога требуется немало сил, выдержки, умения и творчества, а главное, быстрой реакции, творческих возможностей, необходимых знаний психического и физического развития каждого ребенка, чтобы выполнить объем запланированного занятия.

За многие годы целенаправленной коррекционной работы с детьми с церебральным параличом мы собрали большой объем практического материала (как чисто дидактического, так и музыкального), распределили по учебным четвертям. Подобрали его с постепенным усложнением. Подробно описали методы с учетом важного фактора дифференцированного подхода к детям.

Получить хорошие результаты, полную отдачу в работе с детьми помогает творческий подход к самому занятию. Очень важно, правильно распланировать свой рабочий день, каждую минуту. Экономить время на подготовке и проведении занятий мы научились следующим образом: во-первых, тщательно продумываем его задачи и цели. По всем видам деятельности заранее готовим и раскладываем пособия, атрибуты, музыкально-дидактические игры, инструменты, подбираем музыкальное сопровождение, то есть все то, без чего не обходится ни одно общение, ни одна встреча с детьми. Для этого используем всю площадь зала, столы, стулья, подставки. Этим самым сокращаем время на раздачу пособий, что дает возможность увеличить время на коррекционную работу.

Для достижения положительных результатов по формированию двигательных и речевых функций, развития творческих возможностей созданы все необходимые условия, среди которых важная роль отводится оснащению коррекционно-ритмического зала со всеми необходимыми пособиями и дидактическим материалом, большая часть которых выполнена своими руками.

Важное место в двигательной активности детей с церебральным параличом занимает формирование у них умений выполнять упражнения с предметами. Применение музыки помогает добиться четкости выполнения, свободы движения, плавности переключения с одного действия на другое. Предлагаем Вам перечень пособий, которые мы используем в работе со своими детьми. Ввиду того, что двигательные возможности у всех детей разные, предметы подбираем для каждого ребенка индивидуально. Одному необходим флажок с более толстой палочкой, так как пальцы ребенка еще мало подвижны и не могут ухватить тоненький предмет. Другому для повышения силы пальцев рук предлагаем вначале большой и мягкий шарик, затем постепенно уменьшаем его в размерах и выбираем более твердый, упругий.