Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 70

Многолетние усилия по включению физической культуры в образ жизни населения, улучшению учебных и спортивно-оздоровительных досуговых программ и совершенствованию педагогического процесса как на уроках, так и во внеурочное время, принесшие ощутимые результаты в советский период, на сегодняшний день достаточно отстали, устарели и, более того, разрушены. Общение учащихся в школах часто все еще происходит по изжившей себя схеме: учитель, организатор, тренер (субъект) - ребенок, подросток (объект). Эффективность применения пассивных методик весьма низка, материал усваивается поверхностно, интерес к двигательной активности падает.

Невозможно осуществить новые подходы к физическому воспитанию, формированию физической культуры без трансформации сознания педагогов, организаторов досуга, которые являются авторами и реализаторами новых программ. В этой связи открытым остается вопрос профессиональной подготовки преподавателей физической культуры.

Наряду со школой большими возможностями в физическом воспитании не только детей и подростков, но и всего населения, формировании   их физической культуры располагают различные социокультурные институты, в том числе семья, культурно-досуговые и динамично развивающиеся учреждения дополнительного образования. Они в состоянии предоставить желающим широкий выбор физкультурных занятий. Однако они действуют разрозненно, поскольку взаимосвязи школы, семьи, культурно-досуговых, физкультурно-оздоровительных учреждений в физическом воспитании детей и подростков, всего населения в настоящее время нарушены.

Известно, что в процессе социализации дети усваивают образ жизни родителей, что в семье закладываются и формируются основы ряда умений, навыков и привычек, вырабатываются оценочные суждения и во многом определяется жизненная позиция подрастающего поколения, в том числе и отношение к физической культуре, к активному использованию ее средств в быту для укрепления здоровья, всестороннего развития и содержательной организации досуга. Семья — самая первая ступень воспитания.

В формировании физической культуры детей важно выявить отношение родителей к физической культуре, структуру физкультурно-спортивных потребностей.

К критериям физического развития и самосовершенствования относятся как качественные, так и количественные показатели участия детей, подростков и взрослых в спортивных школах, секциях, клубах, в системе общего и среднего специального образования, а также на оздоровительных занятиях.

Качественными   показателями служат степень овладения программным материалом, знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, уровень сформированности навыков самостоятельных занятии (внедрение занятий физической культурой в режим дня). Данные критерии – важнейшие в оценке успеваемости по физкультуре .

Количественными показателями являются динамика развития физической подготовленности, показателей развития основных физических качеств (способностей): силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний (силы, выносливости, скоростно-силовых качеств и их сочетаний и т.п.)

Как сфера реализации социально-культурной деятельности, физическая культура включает в себя целый ряд структурных элементов. К ним относятся физическое развитие и состояние здоровья; систему знаний, умений и навыков по физической культуре, двигательных действий и качеств; устойчивый интерес и потребность личности в систематических физкультурно-оздоровительных занятиях; навыки самостоятельных занятий физической культурой.

Демократичность и гуманизм всегда были присущи клубной спортивной работе в России. Инициативы гуманистически ориентированного физкультурно-спортивного движения требуют активной поддержки со стороны государственных и негосударственных структур.