Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 42

Настойчиво дети осваивали это движение на протяжении нескольких занятий. Предлагали им различные мелодии с четким, ритмичным рисунком (вначале в замедленном темпе).

Многие дети освоили упражнения, а вот с Таней, Аллой, Диной, Игорем пришлось заниматься подольше. Игорь зажимал ложки между пальцами с такой силой, что звука совсем не получалось, у Дины они постоянно выпадали из рук. Она переживала, что не сможет играть вместе со всеми. Постепенно технику игры на ложках освоили все дети. Можно было приступать к знакомству с произведением, которое они будут исполнять.

На музыкальном занятии участники ансамбля прослушали в грамзаписи русскую народную песню "Выйду ль я на реченьку", определили ее характер, обратили внимание на тихое и громкое звучание. Вначале мелодия звучала на баяне, затем в исполнении струнного оркестра. Детям понравилась мелодия, им показали, как эта мелодия будет исполняться на ложках. Музыкальный руководитель играл аккомпанемент, а воспитатель исполнял ритмический рисунок на ложках. Дети слушали тихо, затаив дыхание. На следующем занятии еще раз продемонстировали звучание ложек уже без музыкального сопровождения. Спросили ребят, сколько раз ударял воспитатель по коленкам и сколько о левую ладонь руки, предложили им повторить движения. Дети были особенно внимательны, каждый старался выполнять движения правильно: один удар по коленям и три удара о ладошку. Этот рисунок повторялся дважды.

Во время индивидуальной работы вне музыкального занятия закрепляли с юными музыкантами знания, полученные на прошлом занятии. Затем обратили внимание детей на темп, в котором воспитатель исполнял движения на ложках. Предложили попробовать нескольким ребятам сыграть одновременно, прислушиваясь к фортепиано и игре друг друга. Воспитатель, стоя перед ними, также играл на ложках. Затем подключалась и вся группа. Дети получили большое удовлетворение от своей игры.

На последующих занятиях объяснили детям, что ансамбль смотрится хорошо лишь в том случае, если все дети одновременно, четко и красиво выполняют движения, для этого надо обязательно чувствовать, видеть рядом сидящего, не забывая при этом о повороте головы: если руки выполняют движения вправо, значит, и ребенок смотрит вправо и т.д. С этой целью даем детям возможность посмотреть и послушать ансамбль со стороны в качестве зрителей и дать оценку исполнения всего ансамбля, отметить тех, кто ошибается.

Одни ложки в ансамбле звучать не могут, красочность его дополняют другие инструменты. Нам составило немало труда распределить их между участниками, так как их желания зачастую не совпадали с физическими возможностями некоторых ребят. Доставляло немало сложности обучить играть на трещотках детей со значительными двигательными нарушениями рук, особенно правой. И конечно, мы не придерживались при этом общих правил игры на них. Так например, Вова, для свободного ритмичного звучания, держал трещотку не перед собой, как это принято, а прижав ее правой больной рукой к себе. При этом звук инструмента был, естественно, приглушен. Играющие на трещотках находились во втором ряду и играли стоя. Не все дети смогли простоять нужное время в процессе исполнения мелодии в связи с нарушением координации. Поэтому мы не стали экспериментировать и решили, что такие участники ансамбля не будут вставать со своих стульев в течение всего концерта (всего занятия). Исполнение на трещотках требовало от детей собранности и слаженности. От их внимания зависело многое, ведь они вступали в игру в конце каждой музыкальной фразы тройным ударом. Занимались с каждым из этих ребят индивидуально. Дети запомнили аккомпанемент, свое вступление и ритмично выполняли все движения.

Света играла на ксилофоне, Наташа солировала на колокольчиках. Ее исполнение было одним из сложных, девочка поочередно ударяла металлической палочкой по трем различным по звучанию колокольчикам. После каждого удара нужно было быстро приостановить звучание, прикоснувшись к колокольчику левой рукой, но Наташа хорошо справилась с этим заданием. От всех участников ансамбля требовалось немало терпения и усидчивости, внимания и реакции.