Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 60

Центр социальной реабилитации детей и взрослых с ограниченными возможностями «Возрождение» г. Волгограда

Центр оказывает помощь детям и взрослым, имеющим ограниченные возможности (кроме взрослых с психоневрологическими заболеваниями). Основными целями деятельности Центра являются:

-  создание условий для обучения детей;

-  содействие интеграции детей и молодёжи с ограниченными возможностями в общество;

-  оказание комплекса психологической, педагогической, социальной помощи детям и взрослым, имеющим ограниченные возможности, а также членам их семей.

Социальная реабилитация в центре «Возрождение» осуществляется по следующим направлениям: дополнительное образование, коррекционная работа, информационно-консультативная деятельность, организация досуга детей и взрослых.

Основным направлением деятельности центра является работа с детьми и подростками. Социально-педагогическая работа осуществляется социальным педагогом, специалистами по социальной работе и педагогом дополнительного образования кружка «Изобразительное искусство», специалистом по адаптивной физкультуре по следующим направлениям:

-  «Развивающая школа» - организована для детей, признанных медицинской комиссией «не обучаемыми». В центре им предоставлена возможность овладеть основами грамоты, счёта, простейшими навыками самообслуживания. Серьёзное внимание уделяется развитию речи и обучению правилам поведения в общественных местах (библиотеке, медицинском заведении, магазине и т.д.).

-  Досуговый клуб для подростков с ограниченными возможностями «Диалог». Цель его деятельности – обеспечить возможность молодёжи интересно организовать своё свободное время, также клуб позволяет решить проблему общения между людьми.

-  Творческая студия для детей 6-13 лет.

Основополагающим в работе клуба «Диалог» является принцип интеграции молодёжи, имеющей недостатки в развитии, в среду здоровых людей. Для этого в клубе создаются интегрированные группы с типичной молодёжью: это близкие друзья, одноклассники, братья, сёстры. Программа работы клуба «Диалог» прилагается (ПРИЛОЖЕНИЕ 8).

сОсновной задачей специалистов, организующих работу «Диалога» является развитие практического интеллекта, навыков самостоятельности,  творческих способностей, как «умений», т.е. способности применять знания в новых условиях деятельности, в инициировании новых для молодого человека задач. Творчество рассматривается как реализация человеком собственной индивидуальности. Развитие творческих способностей – это развитие гармоничной личности и индивидуальности подростка. Творчество любого ребёнка, и тем более с нарушениями в развитии – это процесс эмоционального выражения его представления о мире и о себе.

Занятия с детьми и подростками-инвалидами показывают, что им значительно легче выразить свои чувства, играя на музыкальном инструменте, двигаясь под музыку. Дети учатся пространственной ориентации, владеть своим телом, координировать движения.

Коррекционную работу специалисты Центра строят с учётом полихудожественности детей. Музыка, художественное движение, драматизация восполняют потребность ребёнка «особой заботы» в активной деятельности  и социальной адаптации посредством творческого самовыражения.

сПравильная организация и проведение таких занятий раскрепощают ребёнка, успокаивают, восстанавливают нарушенный контакт с окружающим миром. Здесь также возможны диагностирование и коррекция в развитии, поведении, комфортности социального окружения ребёнка.

Основными задачами Творческой студии являются:

-  развитие эмоционально-волевой сферы личности ребёнка;

-  освоение разных типов общения, преодоление недостаточности словесного опосредования;

-  формирование навыков коллективной работы;

-  развитие творческого художественно-образного мышления.