Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 104

Социально-эстетическая абилитация проводится средствами вовлечения учащихся в процесс творчества. Программа, которую разработали педагоги нашей школы в процессе поиска наиболее приемлемых, оптимальных форм работы с детьми, мы назвали ее «Эрмитаж», - это приобщение ребенка к творчеству, где корректируется его физическое и психическое состояние и активизируется процесс интеграции в обществе.

Э   – этика, эстетика, этнография

Р   – ритмика, рисование

М  – музыка, «мир отечественной культуры», МПП

«Здравствуй, музей!»

И   – история родного края, игротерапия

Т   – творчество декоративно – прикладное, театрализация

А   – академический хор, английский язык, арттерапия

Ж  – живопись, журналистика

Дети должны иметь ясное представление об обществе, в котором им предстоит жить. Одна из основных задач состоит в воспитании в детях стремления располагать к себе окружающих.

Главная цель программы – научить ребенка преодолевать собственную ущербность, формируя все – от умения вдеть нитку в иголку до способности уметь жить в согласии с собой и окружающим миром.      

Программа призвана воспитывать в ребенке доброту, волю, трудолюбие, оптимизм, чувство ответственности.

Педагогический коллектив определяет ряд задач, необходимых для достижения поставленной цели.

§  Создание благоприятных условий для организации жизнедеятельности ребенка как основы воспитания. Творческая, социально-значимая деятельность, создание каждому ребенку ситуации успеха.

§  Активное формирование интеллектуальных и духовно-нравственных идеалов учащихся.

§  Развитие творческих способностей как путь реабилитации и социальной адаптации детей.

§  Воспитание человека высокой культуры, развитие творческой деятельности по возрождению, сохранению и развитию традиционной жизни своего народа.

§  Стимулирование интереса детей к занятиям художественным творчеством и народными промыслами. Создание новых и укрепление существующих кружков, художественных коллективов, выявление особо одаренных  детей.

§  Развитие способностей и формирование навыков межличностного общения через восприятие произведений искусства и декоративно-прикладного творчества во взаимосвязи с окружающей средой.

§  Формирование  творческих начал через развитие визуального мышления.

§  Создание условий для педагогической коррекции отклонений в развитии в процессе формирования их творческих способностей.

§  Разностороннее и своевременное развитие детей, формирование навыков самообразования, самореализации личности.

§   Практически ориентированное обучение детей творческим видам деятельности как средство выбора профессии.

Рассмотрим некоторые аспекты социально-эстетической абилитации.

Абилитационный процесс состоит в воспитании эстетического вкуса, накоплении знаний и приобретении навыков их практического применения. Поэтому в школе уделяется большое внимание преподаванию предметов гуманитарного цикла и художественно-эстетического направления.

Организована социально-медико-психологическая служба, которую осуществляют социальный педагог, психолог, психотерапевт, врач-офтальмолог, врач-педиатр, медсестры. Программа психолога «Радость каждый день» дает возможность подготовить почву для раскрытия творческих способностей, внушить ребенку, что его физическое состояние не преграда для самореализации.

На занятиях СБО (социально-бытовая ориентировка) дети приобретают навыки, необходимые для самообслуживания, ЛФК и валеологии - формируется чувство необходимости ведения здорового образа жизни.

Развивающее обучение и коррекционная работа ведется тифлопедагогами и логопедами. Они осуществляют коррекцию устной и письменной, зрительного восприятия, развивают навыки пространственной ориентировки, коммуникативной деятельности.

Следует отметить, что приобретение ребенком знаний, навыков требует воплощения: это праздники, тематические вечера, развлечения и многое другое. Подготовка к ним служит дополнительным творческим стимулом. Посещение музеев, выставок, концертов – составляющая часть программы.