Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 80

В структуре исследовательских и учебных программ следует усилить тематику социализации с акцентом на разработке средств компенсации и преодоления дефекта, социокультурных технологий освоения инвалидами окружения и полноценного существования в нем. Базой реализации программ данного направления могут стать как высшие, так и средние специальные образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов в области социальной помощи. Им следует модернизировать подготовку специалистов в областях адаптационного консультирования и организации социального участия (в Европе и США специалисты подобного рода называются аниматорами, в России - социальными педагогами).

Следует всячески поддерживать создание и развитие консультативных служб и форм аниматорства. Сегодня подобные инструменты социализации инвалидов находятся в зачаточном состоянии и не имеют устоявшихся организационных структур. Соответствующие рабочие места целесообразнее развивать на базе научно-исследовательских и учебных институтов, обществ инвалидов.

Деятельностный подход к выявлению и развитию творческого потенциала детей с ограниченными возможностями требует рассмотрения труда как деятельноти и подготовки к труду как процессу ее (деятельности) формирования с присущими этому процессу закономерностями. При этом готовность к трудовой деятельности необходимо рассматривать не столько с позиций операционной, сколько мотивационной и целевой готовности, готовности к ее условиям.

Социокультурная адаптация «особенных» детей в сфере жизнеобеспечения предполагает двустадийное решение задачи:

а) комплексная реабилитация. Здесь важно, чтобы человек приобрел навыки, компенсирующие дефект, научился использовать их в процессе самостоятельного жизнеобеспечения; успешные результаты позволят снизить у него ощущение собственной ущербности и помогут ему нормализовать соответствующие функции в быту и на рабочем месте;

б) обеспечение полноценного участия в системе общественного разделения труда. На данной стадии обеспечивается помощь инвалиду в социокультурной адаптации на обычном или специальном рабочем месте, в семейном распределении домашнего труда: важно, чтобы инвалид не чувствовал социальной изоляции.

Указанные задачи решаемы в рамках таких направлений социальной политики как профессиональное обучение, профессиональная адаптация, меры по сохранению занятости инвалидов, поддержка производств, на которых трудятся инвалиды, помощь в домашнем хозяйстве.

Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование практического, действенного отношения личности к социо-культурным и профессионально-производственным условиям ее общественно полезного бытия и саморазвития. У детей с отклонениями в развитии основными причинами, затрудняющими профессиональное самоопределение, являются: искаженные представления о собственных возможностях, завышенная (что наблюдается чаще) или заниженная самооценка; недостаточная и искаженная информированность о различных профессиях, условиях труда; несформированность общесоциальных мотивов к трудовой деятельности.

Подготовка к труду  для данной категории детей является из важнейших аспектов их самоопределения и интеграции в общество.

Основной целью подготовки к труду детей с отклонениями в развитии – всестороннее развитие личности, приводящее к самостоятельному и осознанному выбору жизненного пути, трудовому самоопределению.