Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 25

Необычные танцы – это еще и способ рассказать о своих проблемах остальным людям, ведь человек в коляске бессилен перед обыкновенным бордюром. Деятельность труппы, играющей до 80 представлений в год  – одна из возможностей социальной адаптации и творческой реализации инвалидов средствами искусства танца. До гастролей в Москве, труппа выступала в Волгограде, где артисты пробовали репетировать танцевальный спектакль, с участием волгоградцев, имеющих подобную инвалидность. Цель проведенной акции – привлечение внимания к социальным проблемам наших инвалидов.

В нашем гражданском обществе деятельность фонда«Филантроп»и учрежденная  данной организацией Премия  на сегодняшний день-  пожалуй,  единственная в мире, которая помогает собрать инвалидов всех групп в едином творческом соревновании и поддержать наиболее талантливых из них. Она создана для содействия процесса солциокультурной реабилитации и социальной адаптации инвалидов через искусство, а также реализации Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов Премии «Филантроп» вручаются по трем номинациям: исполнительские виды искусств, танец (народный, спортивный, бальный), художественное творчество и поэтическое творчество. Кроме  того, вручаются специальные премии « За новизну и оригинальность в творчестве»,«Преодоление», «За гранью возможного».

Развитие внутренней активности и стемления преодолевать множественные проблемы, обусловленные инвалидностью, закладываются в детском возрасте. К сожалению, в отечественной коррекционной практике детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата обучают, в основном, на дому. Однако в международной практике коррекционной работы дансингтерапия активно используется в специализированных интегрированных школах. Так, уроки танцев и балы для детей-инвалидов проходят в школе-интернате чешского города Брно. Это государственная школа, рассчитанная на детей с ограниченными возможностями и по мнению директора А.Крживанковой, данная работа рассматривается как подготовка детей-инвалидов к самостоятельной взрослой жизни. Вместе с инвалидами в школе учатся и здоровые дети. Оборудование школы, организация пространства устроены с учетом потребностей колясочников. Принцип интеграции реализован в комплектовании классов здоровых и больных детей. У некоторых есть инвалиды в семье. У кого-то психологические проблемы иди физические недостатки, главное требование к здоровым ученикам – умение сострадать и с вниманием относится к проблемам другого. Во время учебы школьники получают бытовые навыки и общественно-административную специальность. В зимний период дети-инвалиды ездят в горы кататься на лыжах, на них ставят тех, кто хорошо ходит на костылях.

Таким образом, приведенные нами примеры практики социокультурной реабилитации по средствам бальной хореографии свидетельствуют о целесообразности развития данного направления, потенциальные возможности которое органично реализуются в ценностном поле  эстетического, художественно-творческого, спортивного, коррекционного и социального воспитания.

В современной практике социально-культурной деятельности все большее развитие получает такое перспективное направление как социокультурная реабилитация инвалидов. Но, имея неоспоримые достоинства, оно также имеет и ряд недостатков. Во-первых, несмотря на инновационные технологии,  инвалид по-прежнему рассматривается как  объект воздействия, недостаточно развивается его активность. Во-вторых, социально-культурная деятельность много занимается реабилитацией, хотя далеко не все проблемы инвалидов сводятся к восстановлению утраченных организмом функций. В-третьих, есть проблемы, которые являются гораздо более острыми. Абсолютно недостаточно на сегодняшний день развита инфраструктура, которая давала бы инвалидам возможность удовлетворения основных духовных потребностей: деятельности и общения.