Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 77

В данном случае мы являемся свидетелями попытки создания наиболее оптимальной среды для творческого процесса , где в качестве главной    составляющей  выступает  социально-психологическое и культурное окружение человека с ограниченными возможностями.

Актуальность оптимизации социально-психологического окружения вытекает из понимания социальной реабилитации и адаптации как опосредованного общением творческого процесса.  Успешность этого процесса определяется мерой востребованности личностного потенциала детей, присутствующих в данный момент на занятии. .  В качестве ведущего условия адаптации выступает созданная педагогами зона ближайшего развития ребенка, социально-психологическая среда,  актуальное пространство его обитания, где формируются и реализуются его интеллектуальные, психические и физические возможности   

Что особенно важно:  как опытные педагоги, наши коллеги в процессе каждого фрагмента занятия обязательно оставляют место для импровизации, для «выхода» как бы спонтанно возникающих как у педагога, так и у самого ребенка идей и маленьких творческих находок-«открытий», для ребенка это   наиболее дорогой и существенный во всех отношениях момент. Дети с ограниченными возможностями привыкают к сформированному педагогом творческо-игровому пространству в помещении центра и вне его, на игровых площадках, во время прогулок и экскурсий и, конечно, в домашних условиях. 

Этот процесс привыкания мы фиксировали, наблюдая за реакцией  детей на занятиях – в их мимике, интонациях, позах, жестах, других свидетельствах их внимания, мышления, воображения и восприятия. 

 .

В этой связи развитие психики ребенка - это все более глубокое погружение в исторически развивающееся проблемное поле культуры. Поэтому процесс культурной деятельности, а стало быть, и процесс психического развития с необходимостью приобретает черты креативного процесса. Движущей силой психического развития ребенка является не само по себе присвоение общечеловеческого опыта, а его проблематизация - особое действие взрослого и ребенка по приданию формы незавершенности, неопределенности различным компонентам развивающегося содержания социокультурного опыта.

Во время посещения Школьного сектора Государственного Эрмитажа (гор.Санкт-Петербург) мы отметили разнообразие форм музейной работы среди детей дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического развития – экскурсии, кружки, клубы, семинары и консультации для педагогов, создание мультимедийных программ. Музеем разработаны и проводятся для этих возрастов специальные циклы экскурсий, лекций и бесед «Сказочный Эрмитаж», «Первые шаги в искусство» и «Искусство вокруг нас». Родители имеют возможность побывать на экскурсиях вместе с детьми по абонементу выходного дня. Воскресные занятия проходят, как правило, в Эрмитажном театре.

Ряд программ занятий-экскурсий для детей с отклонениями  в развитии ( в основном учащихся базовых школ №№ 370 и 74 гор.Санкт-Петербурга) строятся с учетом характера дефекта. Знакомя с различными технологиями своей музейной терапии, зав.Школьным сектором Ирина Александровна Куреева и старший научный сотрудник-методист Лариса Ярославовна Шостак подробно охарактеризовали специфику каждой из технологий. В любой из групп насчитывается не более 10-12 детей, которых ведет закрепленный педагог-искусствовед.  Перед занятием педагог беседует с детьми о том, что им предстоит увидеть, показывает иллюстрации, слайды, объясняет новые слова, читает книги (мифы, сказки, стихи), сообщает некоторые исторические сведения.

 Основные акценты на занятии сосредоточены на неторопливом рассматривании произведений (картин, скульптур) вместе с детьми, на активном диалоге с группой в форме взаимных вопросов и ответов.

В занятия регулярно вводятся игровые компоненты.Одни из игр помогают развивать образное мышление, воображение ребенка. Детям предлагается представить себя в определенной обстановке, костюме, в роли сказочного персонажа, мифологического персонажа или участника какого-либо события.