Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 107

Эстетические переживания относятся к категории высших человеческих чувств. Они представляют собой наиболее поздние психологические образования как в антропо-, так и в онтогенезе человека. Переживания прекрасного связано не только с сенсорно-перцептивными процессами, но во многом обусловлено развитием интеллекта, самосознания, богатством и гармоничностью личности и индивида. Как известно, чем дальше отстоит от дефекта то или иное психологическое образование, тем меньшей степени оно подвержено влиянию этого нарушения. Пользуясь этой топологической метафорой Л.С. Выготского, можно отметить, что эмоциональные процессы, к которым относится и эстетическое переживание, не связаны на прямую, со зрительной патологией и поэтому непосредственно не подвержены его влиянию. Способность к глубокому переживанию прекрасного, высокие достижения в различных областях творческой деятельности инвалидов по зрению подтверждают это положение.

Зрительный дефект может затруднять сам процесс эстетического воспитания, усугубляя последствия различного рода недочётов в этом процессе. Иначе говоря, одни и те же недостатки в учебно-воспитательной работе могут приводить к различным по тяжести последствиям в развитии нормальных и аномальных детей. Вместе с тем, топологическая отдалённость от дефекта увеличивает коррекционные возможности педагогических мероприятий. В огромной степени это относится к мероприятиям по эстетическому воспитанию детей с глубоким нарушением зрения.

Давно ушли в прошлое радикальные представления старой тифлологии о якобы чуть ли неврождённым чувстве прекрасного у слепых, или, напротив, тотальном и необратимом эстетическом недоразвитии инвалидов по зрению. К сожалению, подобные установки ещё встречаются не только на уровне обыденного сознания, но и среди отдельных дефектологов, что, несомненно, оказывает влияние на характер проводимых ими мероприятий, касающихся эстетического воспитания инвалидов по зрению.

Человек не рождается с чувством прекрасного. Оно приобретается им в процессе усвоения социального опыта. Слепота, разумеется, затрудняет этот процесс, но она не может ни остановить, ни исказить его. Способам организации усвоения общечеловеческого опыта здесь принадлежит ведущая роль, и если они (способы) соответствуют передаваемому содержанию, то оказываются способными нивелировать влияние слепоты на формирование высших эстетических чувств человека.



[1] О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003-2006 г. Постановление РФ от 3.10.2002.

№ 732.Москва.

[2] Фестивали творчества инвалидов: Опыт и перспективы.Сб.статей под ред. Плаксиной Л.И.,Ломакина В.И.-М.:200.-С.3.

[3] Киселева Т.Г.,Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности.-М.:МГУКИ.,1995..

[4] Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности. СПб., 1996. – С. 79.

[5] См. определение социально-культурной практики в кн.: Социология / Г.В. Осипов, рук. авт. коллект. – М.,

[6] Социокультурная реабилитация инвалидов.Методические рекомендации /М-во труда и соц.развития РФ, Рос .ин-т культурологии М-ва культуры РФ, Под общ.ред.В.И.Ломакина.-М.,2002.-С.65.

[7] Особый ребенок. Проблемы и решения. Под ред.Е.Т.Лильина.- М.: Научно-мед.фирма «МБН».-2002..-С.12.

[8] Сукало А.А. Социально-культурная интеграция инвалидов в современных условиях ( Сб. Детская инвалидная среда:технологии социокультурной реабилитации.-М.:МГУКИ.-2001.-С.13.

[9] Селевко Г.К.,Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии.-М.: Народное образование.-2002.-С.138.

[10] Моздокова Ю.С. Атлас социально-культурных реабилитационных технологий.-М.:МГУКИ.-2002.-130с.

[11] Сборник материалов по итогам научного исследования проблем социокультурной реабилитации инвалидовю-М.:МГУКИ,1990.

[12] Приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 14 декабря 1994 года № 249.