Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 78

Иные цели преследуют игры, помогающие добиваться выразительности движения и развивающие пантомимику. Например, на занятиях по теме «Боги и герои в искусстве Древнего мира» дети воспроизводят по памяти рассмотренную на занятиях скульптуру (позы, жесты, мимику), проигрывают роли богов и героев. Педагог предлагает отгадать персонажей по характерным признакам и атрибутам, проводит конкурс типа «Кто лучше покажет позу? Кто это?». Дети получают задание передать характер персонажа, определенное настроение через движение тела, походку, осанку, жест и мимику. У них формируется умение понимать эмоциональное состояние героев, осмысливать чувства, выраженные в произведении искусства. В ряде игровых ситуаций перед ребятами ставится задача отгадать, найти аналогичное произведение по знакомым уже сюжетам и атрибутам, ответить на вопросы «На что похоже? Где мы это уже видели?». Здесь игра способствует развитию аналитического мышления, обогащает ассоциативные представления. 

Естественно, музеетерапевтическая технология не обходится без рисования. Изобразительная деятельность ребенка дает выход двигательной и осязательной функциям его руки, активизирует восприятие, развивает воображение, творческие возможности. Сам процесс рисования не только оказывает успокаивающее воздействие на детей, но является важным способом освоения и осознания дидактического материала, закрепления зрительных образов, развития зрительной памяти, внимания, наблюдательности.

Дети заняты изобразительной деятельностью в залах Эрмитажа в течение 20-30 минут, используя планшеты, бумагу, фломастеры, карандаши, мелки.  Рисунки хотя и носят чисто эскизный характер, однако отражают свежий, непосредственный взгляд ребенка на музейные экспонаты.

 Закрепление материала состоит в том, что дети вспоминают увиденное в музее, обмениваются впечатлениями, использую новые слова и понятия. Они продолжают и дома рисовать и лепить, составляют словарики терминов по искусству. Эффективность усвоения увиденного существенно возрастает за счет использования викторин, загадок, кроссвордов.

Занимаясь «погружением в искусство» детей с отклонениями в развитии, школьный сектор Эрмитажа активно использует их приобщение к театральной деятельности.

По наблюдениям Л.Я.Шостак, в стремлении проникнуть в тайну сценической игры, в волшебный мир актерского перевоплощения  «особенным» ребенком движут несколько мотивов. Создавая ту или иную роль, дети одновременно решают для себя две задачи - правдиво войти в сценический образ и отразить свое отношение к нему.

Сотрудники школьного сектора Эрмитажа столкнулись с проблемой – как удовлетворить стремление всех ребят из разных классов участвовать в спектаклях. Поскольку помещение Эрмитажного театра выделяется для театрализованного представления всего лишь раз в году, сотрудники музея вместе с учителями базовых школ решили пойти по другому пути. Играть не отдельную пьесу, а целую эпоху, играть не узким составом исполнителей, а всей школой, найти в игровом действии место каждому. Одни создают костюмы, другие – декорации, третьи пишут сценарий, четвертые готовят музыкальное оформление. Актерами выступают учащиеся и педагоги. В процессе репетиций, выступления, изготовления декораций, пошива костюмов создается особая атмосфера, складываются добрые отношения между учащимися разных возрастов, учителями, родителями.   Так впервые было положено начало ежегодному театрализованному празднику культуры в Эрмитажном театре, который стал большим событием и для детей с проблемами развития, и для их родителей и педагогов, и для сотрудников школьного сектора Государственного Эрмитажа. Подготовка к нему практически ведется на протяжении всего учебного года. Создается временный творческий коллектив, организационный комитет, в который входят как дети, так и взрослые. Тема представления, показанного в мае 2002 года, - «Летний сад» - по существу это был праздник оживших скульптур, где была театрализована в лицах и костюмах вся история Санкт-Петербурга от Петра Первого до наших дней. Каждый самостоятельный спектакль, подготовленный ребятами, сопровождается экспозицией рисунков, выполненных детьми с ограниченными возможностями.