Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 59

В свободное время воспитанники могут посещать спортивные секции, радиомастерскую, столярную мастерскую, заниматься в кружках художественного творчества (изостудии, мягкой игрушки, изобразительного и декоративного творчества), в ВИА, сольным пением. Солисты центра выступают с успехом на городских и областных фестивалях творчества детей с ограниченными возможностями. Олеся Кандыбина – лауреат нескольких конкурсов, сама сочиняет песни. Воспитанники центра принимали участие в городских выставках детского творчества:  «Волжский мастер», «Детский мир», «Юные дарования». В 2002 году команда КВН заняла 1 место среди школьных команд г. Волжска, в областной школьной лиге КВН – 2 место.

Спортивно-оздоровительной работе придаётся большое значение. В спортивных секциях Центра занималось 398 человек. На областных соревнованиях по лёгкой атлетике среди лиц с ограниченными возможностями команда центра заняла 3 призовых места. На городских соревнованиях:

-  по настольному теннису – 3 место;

-  по шашкам и шахматам – 1 место.

В центре работают две программы: «Гармония», включающая  социокультурную реабилитационную деятельность, «Технология» по начальному профессиональному образованию. В учебно-производственных мастерских воспитанники получают начальные трудовые навыки по нескольким профессиям: столярное дело, швейное дело, радиодело, производство сувенирных изделий. Центр осуществляет тесное сотрудничество с кулинарным училищем, библиотеками, в которых проходят выставки-продажи творческих работ воспитанников центра. С целью социальной адаптации и интеграции в общество осуществляется также тесное сотрудничество с городскими клубами «Протон», «Русинка», «Фантазия», «Прометей», «Свет», воинской частью,  школами № 6, 32, 25, детскими садами № 7, 18, 74, 83, 94.

Уделяется внимание и нравственному воспитанию детей и подростков-инвалидов. Диакон Андрей, имеющий высшее педагогическое и богословское образования, преподаватель православного лицея преподаёт «Основы православно культуры». В центре имеется молельная комната, в которой собрана фонотека с духовной музыкой в исполнении известных хоров и ансамблей, а также видеотека с фильмами на религиозную тему и нравственного воспитания. Патронирует данное направление Троице-Сергиева лавра. Один из воспитанников центра - Фоменко Александр поступил в Московскую духовную академию на отделение иконописи.

сРуководство центра отметило, что им не хватает методических разработок по социально-культурным технологиям. Не могут наладить творческие связи с Волгоградским институтом культуры. Хорошо поставлена работа с Волгоградским педагогическим институтом,   вообще учреждения социальной защиты и образования успешно сотрудничают. Налаженные связи с Управлением образования, Комитетом по делам молодёжи позволяют проводить совместные мероприятиями с городскими подростковыми клубами, детскими садами, что способствует лучшей адаптации детей-инвалидов, их интеграции, а также гуманистическому воспитанию типичных детей. Проводимая работа в центре позволяет детям-инвалидам не чувствовать себя оторванными от жизни, успешно интегрироваться в общество.

К сожалению, к недостаткам создания одного крупного центра на всю большую область можно отнести:

-  отрыв ребёнка на долгое время от семьи, что способствует утрате эмоциональных контактов между детьми и родителями;

-  не проводится планомерная реабилитационная работа с родителями, в которой они также нуждаются, как и их дети;

-  связь с родителями осуществляется довольно редко, в основном лишь для решения актуальных проблем;

-  родители не принимают участия в реабилитационном процессе своего

     ребёнка, непроизвольно устраняясь от этого процесса.     

Мероприятия, проводимые в центре в целях организации досуга детей, формирования познавательных интересов и развития их творческого потенциала, приведены в ПРИЛОЖЕНИИ 5, ПРИЛОЖЕНИИ 6, ПРИЛОЖЕНИИ 7.