Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 71

Выполнить задачи по физическому воспитанию можно только в том случае, если наряду с уроками физической культуры будет развернута внеурочная спортивно-массовая работа в форме занятий кружков, спортивных секций, массовых соревнований, спортивных праздников, туристских походов, кроссов, военно-спортивных игр и др., проводимых в школах и досуговых внешкольных учреждениях.

В существенном совершенствовании нуждается взаимодействие учреждений физкультуры и спорта с другими культурно-досуговыми центрами в реализации программ выходного дня, Дня здоровья, массовых спортивных соревнований, спортивных и физкультурно-оздоровительных клубов и объединений. Целый ряд проблем осложняет участие трудовых, учебных, бытовых коллективов в укреплении и развитии материальной базы физкультурно-оздоровительной работы среди детей, подростков и взрослых. Не везде уделяется должное внимание приобщению к самобытным национальным видам спорта и народным играм, обеспечению их профессионально-прикладной направленности, связи с особенностями труда и быта людей, обычаями, традициями, ремеслами.

Многие виды спорта и народные игры содержат накопленный за многие годы комплекс умений и навыков предшествующих поколений. Нуждается в освоении практика разработки и реализации региональных планов, досуговых проектов и программ по вовлечению различных групп населения в занятия физкультурой и спортом, активный отдых.

Противоречие между возможностями социально-культурной среды в формировании физической культуры детей и подростков и их фактическим использованием может быть устранено в процессе разработки и реализации адекватных сегодняшнему дню организационных решений и социально-культурных технологий.

            ТВОРЧЕСТВО РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА КАК ПУТЬ

        К ЕГО САМОУТВЕРЖДЕНИЮ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ

Проведенное нами в целом ряде территорий (Самара, Сочи, Санкт-Петербург,Рязань и др.) знакомство с опытом работы в специализированных реабилитационных центрах и в семьях детей-инвалидов дает возможность поделиться  некоторыми принципиальными соображениями по поводу решения проблемы интеграции детей из так называемых «особенных» групп в социально-культурную среду.

Решение проблемы социокультурной интеграции ребенка с отклонениями в развитии  предполагает систему условий и мер, способствующих реализации его социальных, гражданских, экономических прав.В ряду таких условий особое место занимает институциональный пласт, и прежде всего соответствие между социально-психологическими, образовательными, культурными нуждами самих детей и качеством деятельности социальных институтов (семьи, реабилитационных учреждений, общественных организаций), предназначенных для их удовлетворения.

Современные арттерапевтические технологии, направленные на социокультурную интеграцию детей с отклонениями в развитии,  на повышение качества их жизни и досуга , базируются на системе этических принципов. В нормативной сфере это - строгое соблюдение прав юного члена общества, действующих законов, эффективное использование правовых механизмов в реализации политических решений. В сфере гражданских прав - равные возможности детей с ограниченными возможностями по отношению к здоровым сверстникам принимать участие во всех социально приемлемых формах социокультурной активности, взвешенное сочетание принципов интеграции и организационных мер. В сфере социокультурной жизни - стимулирование инвалидов в реализации их образа жизни, их экономической независимости, реабилитация с акцентом на первичные группы (семью, неформальные малые группы) и на квалифицированную консультативную помощь.

В большей мере, как показывают результаты нашего исследования, воздействие этих принципов распространяется главным образом на практику реабилитационных центров, что проявляется, в частности, в поведении штатных сотрудников, стиле их общения с детьми и родителями во время приёма, непосредственно на занятиях и тренингах и т.п. В меньшей степени этические факторы затрагивают семейную среду, хотя семья как основанная на браке малая группа, окружающая ребенка-инвалида, обладает множеством объективных преимуществ: совместным проживанием, ведением домашнего хозяйства, эмоциональными связями, обязательствами по отношению друг к другу