Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 18

Развертывание клубной, досуговой, любительской деятельности учащихся, поощрение демократических начал в управлении школы, развитие целесообразных форм детского самоуправления.

Введение дополнительных образовательных программ в рамках школьного процесса, направленного на раннее профессиональное и личностное самоопределение.

Объединение детских, родительских и педагогических инициатив в единую консолидирующую систему.

Специфика социально-педагогического взаимодействия детей, родителей и педагогов заключается в стремлении придать позитивный характер детско-юношеской инициативности и активности, решить задачи воспитания человека, способного воспринимать и усваивать духовно-нравственные гуманистические ценности.

Направления деятельности организации предусматривают:

·  Развитие самоуправления, актуализация ценностей гражданского общества .Создание школьной республики.

·  Деятельность социально-психологической службы по реабилитации детей с ограниченными возможностями в микро и макро среде

·  Формирование творческих способностей детей

·  Гармонизация душевного и физического состояний детей. Пропаганда здорового образа жизни и ценностей здоровья в обществе

·  Объединение детей, педагогов и родителей в единую педагогическую  систему взаимодействия,, привлечение родителей к общественной жизни школы и детским инициативам

·  Оказание помощи детям-сиротам и пожилым одиноким людям

·  Организация детского и семейного досуга, развитие любительских интересов , организация экскурсий и др.

·  Создание школьной прессы и радиовещания, стенгазеты, журнала «Каляка-маляка» для детского сочинительства

·  Профориентационная направленность  и поиск адаптивных профессий для воспитанников школы

Заслуживает пристального внимания уникальный опыт кружка социально-культурной анимации  по преодоления отчуждения подростков-инвалидов. –  Железнодорожного района г. Рязани.  В обществе инвалидов действуют два кружка по интересам: лозаплетение и кулинария( З. И. Куликова), работают волонтерами дефектолог Н.Н.Калевич -  преподаватель РЗИ МГУКИ,  арт-терапевт, кандидат псих.наук И.В.Сусанина, президент общественного фонда «Одухотворение» Л.В.Тарасов.

Данная общественная  инициатива  возникла не случайно.  По сравнению с другими районами города, в указанном районе проживает значительное число подростков с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Задача социально-культурной анимации состоит в создании особых психолого-педагогических условий, способствующих преодолению психологических препятствий к социальному взаимодействию. Это осуществляется посредством выявления и поддержки динамических тенденций творческого самоопределения, благодаря чему формируется адекватное самопонимание, восстанавливаются межличностные отношения.

Занятия проводятся один раз в три недели, продолжительностью 3 часа.

Направления работы:

1. Организация встреч со специалистами различных областей деятельности (индивидуальная и групповая формы).

2. Организация экскурсий в учебные заведения и на предприятия.

3. Организация занятий по освоению общетрудовых навыков, пробы себя в различных видах труда в мастерских и специальных группах.

4. Организация занятий в кружках по интересам.

Социально-культурная реабилитация подростков инвалидов осуществляется посредством вовлечения их в культуротворческую деятельность.

Мероприятия.

I. Плановая психокоррекционная и педагогическая работа

1. Психокоррекционная работа.

А) Арт-терапия способствует социально-приемлемому выходу агрессивности и другим негативным чувствам, прорабатывает подавленные мысли и чувства, развивает чувство внутреннего контроля, развивает художественные способности, повышает самооценку.

Б) Трансактный анализ способствует ликвидации непродуктивных поведенческих стратегий, осмыслению жизненных ролей.

Занятия  проводятся в художественном салоне один раз в неделю.