Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 40

Мы помнили, что наши дети очень ранимы, не стали писать объявление о наборе в кружок ложкарей. Просто подходили к тем, кто считали в силу своих возможностей мог заниматься в нем, беседовали, приглашали на первое занятие. Однако, несмотря на это, в первый же день занятий к нам подошли и другие дети, которые не могли самостоятельно передвигаться (Катя передвигалась с помощью костылей, Света по стеночке). У некоторых детей были сильные поражения правой руки и удерживать ложки они могли только левой, и то с большими сложностями. Все они желали играть в ансамбле.

Ввиду многих причин, и особенно той, что в ансамбле детям предстояло не только играть и петь, но и передвигаться, выполнять несложные движения в хороводах, русских народных играх, можно было сразу отказать таким ученикам, но мы этого не сделали, так как видели в их глазах, поведении огромное желание заниматься вместе со всеми.

С самых первых занятий стало ясно, что нам будет сложно добиться синхронности в движениях с ложками. Некоторые движения участников были замедленные, неуклюжие, ведь они играли левой рукой. Да и сидеть ровно в ансамбле ребята не могли в связи с различными двигательными нарушениями. Так, во время игры Володя не мог сдвинуть вместе ноги, одна нога у него вытянута вперед. У Сережи, наоборот, они сильно раздвинуты, тело Саши выполняет непроизвольные повороты вправо, голова Оли сильно наклоняется вперед, у Светы же, наоборот, она как бы запрокидывается назад.

Сложности испытывали иногда в том, что на занятии не могли присутствовать сразу все участники ансамбля, и не потому что кто-то не хотел или опаздывал. Это было связано с общим состоянием ребят. Так, Свету нельзя будить после дневного сна, пока она сама не проснется - может начаться приступ, кого-то взяли на лечение, кто-то плохо чувствует себя.

Расположение ребят в ансамбле, играющих на различных инструментах, тоже потребовало особого подхода. Стулья для детей ставили на определенном расстоянии друг от друга в один ряд, на них сидели дети, играющие на ложках И те ребята, которым тяжело стоять. Остальные же участники стояли во втором ряду в промежутках между стульями.

Такое расположение учеников в ансамбле дает возможность всем видеть педагога во время занятий, хорошо просматриваться во время концерта. С таким расположением удобно выходить на хороводы, игры, исполнять частушки. (рис.      )

Обычно в ансамбле, исполняя одну мелодию, ребенок играет попеременно на нескольких инструментах, звучание которых чередуется в зависимости от построения вариаций данного произведения. Учитывая, что наши дети замедленны, предлагаем более продолжительное исполнение проигрыша. При этом одни успевают заменить инструмент, другие сосредоточиться на продолжении игры.

В ансамбле используем большое количество различных инструментов. А все эти инструменты должны где-то находиться рядом с ребенком. В дошкольных группах мы их располагаем на полу рядом с ножкой маленького детского стула (на небольшой подставке). Со школьниками этот вариант не подходит - они сидят на больших стульях и сложно даже представить, как дети постоянно будут наклоняться, это связано и с определенными трудностями их недостатков в движении, да и красота, внешний вид ансамбля от этого пострадают. Расположить же инструменты на столиках рядом с играющими тоже не выход из положения: многие плохо, замедленно ходят, могут упасть, зацепиться за стул, друг за друга, запутаться за подол сарафана и т.д. И тогда мы решили использовать стулья, на которых сидят дети, играющие на ложках.

Дело в том, что правильная посадка ребенка в ансамбле ложкарей требует от него, чтобы он сидел на краю стула, остальная же часть стула свободна. Вот этой частью стула мы и воспользовались. Здесь же находятся и инструменты ребят из второго ряда, которые играют стоя.

С некоторыми инструментами были сопряжены определенные трудности. Например, беря в руку колокольчик, многие ребята не могли удерживать требуемую тишину до начала его звучания ввиду того, что у них наблюдались побочные непроизвольные движения: подергивание, дрожание в руке, во всем теле (особенно когда волнуются).