Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 17

Подобные примеры не единичны. Данные идеи активно развиваются в концепции Института социальной педагогики (рук.Бочарова В.Г.) и Движении детских и юношеских инициатив (ДИМСИ) рук. А.Тетерский , а также в образовательном пространстве  коррекционного обучения.

На новом этапе образовательной реформы воспитание, по мнению большинства коррекционных педагогов,  должно быть сфокусировано на достижении двух взаимосвязанных целей – успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвитии человека как субъекта деятельности. Детская общественная организация «ДЕЯ» специализированной  школы № 26 для спелых и слабовидящих детей г.Рязани предполагает развитие детских и юношеских инициатив, самодеятельности в общественно полезных делах, формирование и развитие ценностных ориентаций в процессе самоопределения личности ребенка. Данный процесс ориентирован на формирование внутренней мотивации к детерминированной деятельности учащихся в освоении микро и макро-пространства.

По мнению разработчиков: педагогов школы и специалистов кафедры СКД Рязанского филиала МГУКИ(Соловьева А.В., Калевич Н.Н., Соффиулина Р.А. и др.) Предлагаемая программа  чрезвычайно актуальна для детей со зрительной депривацией, т.к. особенность развития  и определенные ограничения  негативно влияют на процесс социализации личности, формируют иждивенческую позицию, социальную отчужденность..

Социализация личности слепых и слабовидящих детей будет осуществляться более успешно, если будет, обеспечена гармонизация общечеловеческих ценностей в реальном пространстве жизнедеятельности детей - семье учебе, досуге. Символом детской общественной  организации является образ слепой девочки Деи  персонажа романа В.Гюго « Человек, который смеется». Окруженная любовью и  добротой, она была счастлива, несмотря ни на что.

Самореализация ребенком своего «Я» связана с его самопознанием и саморазвитием. Саморазвитие – первично, это объективный процесс, независящий от разума и воли человека. С возрастом оно перерастает в самовоспитание – управляемое самой личностью саморазвитие. Это происходит тогда, когда саморазвитие становится подконтрольно сознанию, когда ребенок все более сознательно начинает участвовать в совершенствовании своего «Я». Самопознание - необходимое условие и средство самовоспитания, успешной организации любой деятельности и своих отношений с окружающим миром.

Основополагающими  принципами социализации личности ребенка в условиях детской организации являются:

-  гармонизация общечеловеческих и реальных ценностей в организации жизнедеятельности детей;

-  самореализация детей в детской организации;

-  включенность детей и подростков в реально-значимые отношения;

-  взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления.

Обеспечение социальной защищенности детей и подростков как граждан, субъектов социального творчества, носителей и проводников многообразия человеческих ценностей  реализуются в следующих направлениях:

обязательная включенность детей в различные виды социальной практики на основе осознанного выбора средств и способов удовлетворения социальных, личностных склонностей, приобщение детей и подростков к богатству человеческого опыта с его использованием в конкретных социальных условиях;

сближение интересов личности и общества, их сочетание, взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимообогащение;

Цель организации:

Научить самих детей, преодолевая определенные ограничения,  делать шаги навстречу миру, друг другу, единомышленникам, зарубежным партнерам, профессии, одним словом, - творить свою судьбу .Ориентация детей на вечные ценности – Человек, Семья, Отечество, Знание, Культура, Мир, Земля, Природа, Милосердие - основные направления реализации детских творческих инициатив.

Гармонизация социального поля ребенка, формирование единого образовательного пространства в социуме, освоение педагогическими средствами части социальной среды в радиусе действия образовательного учреждения.