Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 26

С нашей точки зрения, анимационный подход позволяет преодолеть эти недостатки, т.к. решает проблему духовного отчуждения. В эмоционально-смысловом плане отчуждение связано с отсутствием или разрушением значимых отношений с другими людьми, с отсутствием психологически значимых событий, перспектив, спектра возможностей для деятельности. Преодоление отчуждения осуществляется посредством  наполнения повседневной жизни инвалида психологически значимыми событиями, отношениями, занятиями. И одним из таких средств является бальный танец. Занятия  формируют особый эмоционально-смысловой мир, связанный с танцем, музыкой, движением, общением и развитием.

С января  2002 г. в Доме культуры для инвалидов «Надежда» в рамках программы «Социокультурная анимация молодых инвалидов» подготовленной специалистами Центра социокультурной анимации «Одухотворение», проводятся занятия по бальному танцу для молодых инвалидов. Программа в 2002 году получила поддержку Фонда «Московская программа общественного развития».

Следует сразу сказать о том, от чего мы отказываемся в своей работе. Исключаются спортивные аспекты танца: принцип соревнования, принцип «выше, быстрее, сильнее». Это связано с необходимостью создания благоприятной атмосферы для развития даже самых минимальных возможностей обучающихся.

Не ставятся основной задачей выступления на сцене,   хотя ориентация на них существует. Это связано с тем, что каждый должен психологически  подготовиться к ним и обладать достаточным для сцены уровнем танцевального мастерства. Сцена – это особое «магическое» пространство, которое, даже по минимуму, выдвигает большие требования к выступающим. Снижать их нельзя, так как разрушается «мир танца», его качественная  наполненность.

Не является основной задачей и реабилитация. Мы считаем, что основную роль в реабилитации играет самореабилитация инвалида. Как показывает практика, реабилитация извне имеет смысл тогда, когда идет встречное движение со стороны самого инвалида. Только тогда педагог и обучающийся могут делать чудеса. Реабилитация средствами бального танца возможна в том случае, если интерес вырастает в сильное и устойчивое стремление достичь цели (справиться со сложной фигурой, научиться двигаться под музыку, стать красивой и раскованной, выступать на сцене, преодолеть свой недуг и т.д.).

Для нас, выступления на сцене и реабилитация, – это направления саморазвития обучающихся. Это своего рода силовые линии, которые удерживают содержание жизни инвалидов во время занятий, но не являются их конечной целью. Целью занятий является наполнение повседневной жизни инвалида позитивным эмоционально-смысловым содержанием, которое растет в процессе постановки и решения задач, в результате самовыражения и самореализации.

Анимационная направленность занятий не снижает требований к обучению, напротив, повышает их. Задачи овладения техникой танца также создают дополнительные силовые линии, укрепляющие и развивающие духовный мир инвалидов. Поэтому обучение проводится с сохранением требований современного бального танца. Но так как обучающиеся имеют особые двигательные возможности, то для успешного овладения искусством танца, преодоления трудностей, используются специальные методические приемы.

Во-первых, за счет выведения тела из баланса и подстановки ног под падающее вперед тело, достигается свободное и активное движение. Это позволяет снять мышечные усилия. Постоянный контроль пола, давление в пол, позволяет более устойчиво и безопасно чувствовать себя на паркете. Особенное значение это имеет для инвалидов с ДЦП, т.к. позволяет использовать иной принцип движения, принцип падающего тела под действием законов гравитации, при котором мышечные усилия играют второстепенную роль.