· сформировать у взрослых, учителей, окружающих детей новое, цивилизованное отношение к ребенку с особыми потребностями: толерантность, терпимость и заботу;
· обеспечить каждому ребенку-инвалиду условия развития, адекватные его дефекту;
· своевременно диагностировать и выбирать адекватные возможностям ребенка образовательные программы;
· выработка трудовых навыков, ранняя ориентация на посильную трудовую деятельность, профориентация;
· интегрировать детей в общество: создать условия, позволяющие выпускнику спецучреждений включиться в бытовую и трудовую деятельность.
Особенности концептуала, автор видит в утверждении принципов:
· толерантности: сочувствия, сострадания, терпимости,
· педагогизации окружающей среды, формирования прогрессивного мышления;
· реабилитации средствами образования и медицинского сопровождения, позволяющего ребенку-инвалиду использовать в доступных для него сферах свое право наследования социального и культурно-исторического опыта человечества;
· обучаемости и развития всех детей-инвалидов;
· приоритетности трудовой подготовки как основы жизненной адаптации и социализации;
· широкой ориентации жизнедеятельности детей-инвалидов на нормальную детскую жизнь, удовлетворения потребности любить и быть любимым, жить, учиться, работать, быть желанным и равноправным членом общества.
Приведенные примеры методологических подходов к проблеме социально-культурной реабилитации детей-инвалидов не единичны и вариативны, вместе с тем, ведущие специалисты-технологии единодушно утверждают, что эффективность технологии социокультурной реабилитации определяется ее конечным социальным результатом, полученным при наименьших издержках и в оптимальные сроки. При этом получение желаемого результата возможно при соблюдении следующих условий:
· наличие у технологии привлекательности (в виде конкретных средств, действий, процедур осуществления) и ясности целей для специалиста-реабилитолога и инвалида;
· соответствие внедряемой технологии реальным возможностям конкретного учреждения;
· наличие признаков технологизации процесса реабилитации, адекватности и гибкости коррекционных приемов и средств социокультурного влияния и возможности модификации условий;
· постепенность нарастания нагрузок при осуществлении социокультурных реабилитационных мер, развития инициативы инвалидов, проявления признаков их самодостаточности;
разработка и реализация системы конкретных показателей эффективности избранной темы и количества научных и практических публикаций, необходимо выделить единственное на сегодняшний момент издание Моздоковой Ю.С. «Атлас социально-культурных реабилитационных технологий», в котором автор сделала попытку систематизации[10] основных социально-культурных терапевтических технологий для применения их в комплексной реабилитации инвалидной категории.
Результаты исследований, проведенных в Московском государственном университете культуры и искусств, свидетельствуют о том, что 62% инвалидов выбирают для себя активный образ досуговой деятельности. Значительная часть их высказывается за развитие диалоговых, дискуссионных досуговых форм, а значит за интерактивные досуговые технологии.[11].
В основу современной культурологической концепции досуга и досуговой деятельности положено многофункциональное использование досуга инвалидов как сферы их образования, формирования личностных и гражданских качеств, воспитания личностной и социальной культуры, расширения культурного кругозора и обмена духовными ценностями, знакомства с культурно-историческими ценностями и наследием разных народов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.