Кукольный театр оказывает сильное воздействие как на зрителей, так и на самих артистов. Спрятавшись за ширму, говоря от имени кукол, ребёнок-инвалид «получает уникальную возможность целительной исповеди без травматического ущерба для своей и без того травмированной психики» [2, с. 41]. Участие в кукольном театре способствует развитию драматических склонностей детей, инициативы, оказывает существенное влияние на развитие и коррекцию речи. Педагоги отмечают значительное улучшение речи, она становится более осмысленной, уходят слова-паразиты. Любимый персонаж Петрушка и другие куклы во время спектакля обращаются непосредственно к детям, что позволяет артистам не теряться в различных ситуациях, быстро ориентироваться, находить мгновенное решение, подбирать нужные слова, в конечном счёте, способствует эффективной социальной адаптации.
Желание поделиться своими знаниями, умениями с другими, получить признание своим заслугам, таланту свойственно человеку, в том числе и человеку, имеющему инвалидность. В Астраханском Центре Соловьёв Евгений – член «бригады» ведёт кружок «Королевство керамики», что, естественно, поднимает его значимость в своих глазах и глазах его товарищей, при этом повышается самооценка.
Глина – мягкий, податливый материал, игрушки из неё простые по форме и ясные по содержанию и замыслу воспринимаются легко и эмоционально и вызывают желание сделать их самому. При раскрашивании ребёнок овладевает приёмами раскрашивания кистью точек, волнистых линий, различных завитков, знакомится с цветовыми гаммами. При работе с глиной (это может быть и солёное тесто) ребёнок тренирует мелкие мышцы кистей рук, приучается соблюдать пропорцию, симметрию.
Изготовив игрушку, ребёнок представляет её в каком-либо сюжете, говорит с ней и от её имени, выполняет различные движения, разыгрывает целые спектакли как по известным сценариям, так и придуманным самим. Это развивает фантазию, творчество, помогает усваивать правильную речь, снимает страх, неуверенность, напряжённость.
Большое значение творческой реабилитации придаётся в Астраханской специальной коррекционной школе-интернате первого вида (Директор – И.Ф.Чертина). Здесь обучаются неслышащие дети, а также дети с ринолалией (тяжёлыми нарушениями речи и фонетико-фонематического восприятия). Девиз этой школы: «Учитель! Не пройди мимо таланта. Он есть у каждого ребёнка, развивай его». В школе используются новые технологии реабилитации и обучения детей с нарушениями слуха, в настоящее время изучается и внедряется верботональный метод, разработанный в центре «Суваг» (Загреб, Хорватия).
Один из методов развития устной речи у глухих школьников – драматизация, поэтому большой популярностью у ребят пользуется театральная студия. Работают также кружки: изящных искусств, макраме, фитодизайн, резьба по дереву, кости, роспись по дереву, глине, студия жестовой песни, хореографическая студия и др.
У хореографического ансамбля «Реченька» много дипломов разных городских и областных конкурсов, в одном из них есть такие слова: «За неиссякаемый источник энергии, за волю к творчеству, самоутверждению». За 11 лет существования «Реченьки» было создано 11 мини-спектаклей по сказкам: «Белоснежка и семь гномов», «Садко», «Подвиги Персея» и другим. В подготовке спектаклей принимает участие вся школа: в изостудии готовят декорации, эскизы костюмов, на занятиях труда, в кружке «Серебряная игла» шьют их. Руководитель ансамбля Г.К. Сероглазова считает, для занятий танцами необходимы двигательные способности, воображение, фантазия, трудолюбие. Занятия танцами развивают пластику движений, слух, интеллект.
С большим успехом проходят в школе спектакли театра теней (Руководитель – И.А. Позднякова) и кукольного театра (Руководитель - С.Н. Горелова). Особенно с большим интересом ждут спектакли дети из младших классов. Сами артисты раскрепощаются, легче общаются со сверстниками вне интерната, приучаются следить за речью, произношением, тренируют память, разучивая наизусть тексты постановок.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.