Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 53

Кукольный театр оказывает сильное воздействие как на зрителей, так и на самих артистов. Спрятавшись за ширму, говоря от имени кукол, ребёнок-инвалид «получает уникальную возможность целительной исповеди без травматического ущерба для своей и без того травмированной психики» [2, с. 41]. Участие в кукольном театре способствует развитию драматических склонностей детей, инициативы, оказывает существенное влияние на развитие и коррекцию речи. Педагоги отмечают значительное улучшение речи, она становится более осмысленной, уходят слова-паразиты. Любимый персонаж Петрушка и другие куклы во время спектакля обращаются непосредственно к детям, что позволяет артистам не теряться в различных ситуациях, быстро ориентироваться, находить мгновенное решение, подбирать нужные слова, в конечном счёте, способствует эффективной социальной адаптации.

Желание поделиться своими знаниями, умениями с другими, получить признание своим заслугам, таланту свойственно человеку, в том числе  и человеку, имеющему инвалидность. В Астраханском Центре Соловьёв Евгений – член «бригады» ведёт кружок «Королевство керамики», что, естественно, поднимает его значимость в своих глазах и глазах его товарищей, при этом повышается самооценка.

Глина – мягкий, податливый материал, игрушки из неё простые по форме и ясные по содержанию и замыслу воспринимаются легко и эмоционально и вызывают желание сделать их самому. При раскрашивании  ребёнок овладевает приёмами раскрашивания кистью точек, волнистых линий, различных завитков, знакомится с цветовыми гаммами. При работе с глиной (это может быть и солёное тесто) ребёнок тренирует мелкие мышцы кистей рук, приучается соблюдать пропорцию, симметрию.

Изготовив игрушку, ребёнок представляет её в каком-либо сюжете, говорит с ней и от её имени, выполняет различные движения, разыгрывает целые спектакли как по известным сценариям, так и придуманным самим. Это развивает фантазию, творчество, помогает усваивать правильную речь, снимает страх, неуверенность, напряжённость.

Большое значение творческой реабилитации придаётся в Астраханской специальной коррекционной школе-интернате первого вида (Директор – И.Ф.Чертина). Здесь обучаются  неслышащие дети, а также дети с ринолалией (тяжёлыми нарушениями речи и фонетико-фонематического восприятия). Девиз этой школы: «Учитель! Не пройди мимо таланта. Он есть у каждого ребёнка, развивай его». В школе используются новые технологии реабилитации и обучения детей с нарушениями слуха, в настоящее время изучается и внедряется верботональный метод, разработанный в центре «Суваг» (Загреб, Хорватия).

Один из методов развития устной речи у глухих школьников – драматизация, поэтому большой популярностью у ребят пользуется театральная студия. Работают также кружки: изящных искусств, макраме, фитодизайн, резьба по дереву, кости, роспись по дереву, глине, студия жестовой песни, хореографическая студия и др.

У хореографического ансамбля «Реченька» много дипломов разных городских  и областных конкурсов, в одном из них есть такие слова: «За неиссякаемый источник энергии, за волю к творчеству, самоутверждению». За 11 лет существования «Реченьки» было создано 11 мини-спектаклей по сказкам: «Белоснежка и семь гномов», «Садко», «Подвиги Персея» и другим. В подготовке спектаклей принимает участие вся школа: в изостудии готовят декорации, эскизы костюмов, на занятиях труда, в кружке «Серебряная игла» шьют их. Руководитель ансамбля Г.К. Сероглазова считает, для занятий танцами  необходимы двигательные способности, воображение, фантазия, трудолюбие. Занятия танцами развивают пластику движений, слух, интеллект.

С большим успехом проходят в школе спектакли театра теней (Руководитель – И.А. Позднякова) и кукольного театра (Руководитель - С.Н. Горелова).  Особенно с большим интересом ждут спектакли дети из младших классов.  Сами артисты раскрепощаются, легче общаются со сверстниками вне интерната, приучаются следить за речью, произношением, тренируют память, разучивая наизусть тексты постановок.