Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 2

Европейская комиссия приняла предложение считать 2003 год Европейским годом инвалидов, и несомненно событием  текущего года является утверждение Европейского Дня борьбы за права инвалидов, который будет отмечен 5 мая широкой международной общественностью.

В контексте рассматриваемой проблемы, социокультурная реабилитация  как интегративный процесс предполагает развитие творческих способностей инвалидов, формирования активной жизненной позиции, расширение круга общения  по средством  приобщения к духовной культуре и искусству.Как система мер социального и культурного характера, социокультурная реабилитация направлена « на поддержание социального статуса инвалидов, на устранение или максимально возможную компенсацию утраты функций в обществе как полноправного члена, на восстановление его психического здоровья, развития творческой активности, социальных связей».[2]

Современная обстановка, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания, высветила задачи воспитания личности в открытой социальной среде. На первое место в настоящее время выходит личностно-ориентированная педагогика отношений в обществе, социуме, развитие личности, реализация ее способностей  и задатков. Динамика развития общества предъявляет новые требования к технологизации общественной деятельности во всех сферах. Социально-культурные институты, влияющие на процесс формирования социального опыта у детей и подростков также вовлечены в процесс поиска новых технологических моделей образования, социализации, и реабилитации.

Дети представляют собой не только младшее поколение, но и весомую социальную группу, у которой складываются с обществом свои специфические отношения. Среди них особую тревогу вызывают дети с ограниченными возможностями. Именно их современная ситуация поставила в жесткие условия борьбы за выживание, когда отношения в психофизическом развитии усугубляются негативным отношением окружающих людей и, в первую очередь, своих сверстников. Для успешного выживания и нахождения своего законного места в жизни таким детям в первую очередь необходимо овладеть блоком человеческих технологий. Именно поэтому для осуществления этой гуманной цели задачей социально-культурных институтов становится поиск и способы реализации различного рода технологий, в первую очередь, реабилитационных.

Специалисты многочисленных учреждений социальной защиты, медицины, образования и сферы культуры крайне обеспокоены процессом инвалидизации детской среды в России, поэтому совершенствование механизмов системы « оздоровление - психологическое сопровождение - культурное развитие» становится темой изучения и обобщения опыта  коррекционной работы, актуализирует  поиск и разработку реабилитационных технологий.

Становление личности ребенка-инвалида происходит во взаимодействии с окружающей средой, добром и злом, то есть того, с чем ему придется столкнуться в дальнейшей жизни.

Сложности в социализации личности проявляются у детей-инвалидов, имеющих физические дефекты, слепых, глухих, у детей с задержкой психического развития. Отсюда становится актуальным такой аспект проблемы, как предупреждение физических и психических заболеваний средствами социального воспитания, формами и методами организации социально-педагогической деятельности с применением социокультурных технологий, создание таких условий, при которых легче и мягче протекало бы взаимодействие ребенка с социумом.

Сказанное выше подводит нас к принципиально новому осмыслению социально-педагогической адаптации детей с ограниченными возможностями и их воспитанию.

Таким образом, целью воспитания становится необходимость помочь детям с ограниченными возможностями почувствовать себя не только полноценными членами этого общества, но и нужными ему, развивать их, вооружать знаниями и практическими умениями и навыками не только самовоспитания, но и саморазвития, самоуправления, самоопределения. Но жизнь – это не только академические знания, но и умение их применить в деятельности, общении, быту и, что особенно важно, уметь осуществить перенос знаний и навыков в сходную или совершенно новую жизненную ситуацию. Однако в современной практике специализированных учреждений проблема «социального развития» как осознанная задача зачастую вообще не ставится, а подменяется вопросом о передаче знаний учащемуся.