Как и все другие, социально-культурные технологии должны отвечать определенным методологическим требованиям или, как их часто называют, критериям технологичности.
К ним, прежде всего, относят критерий концептуальности технологии. Каждая из технологий, используемых в социально-культурной сфере, опирается на определенную научную концепцию, которая включает философское, культурологическое, социологическое, педагогическое, психологическое обоснование достижения стоящих перед ней целей и задач.
Социально-культурная технология предполагает соблюдение требования педагогической управляемости, дающего любому из специалистов, занятых в сфере культуры, образования, искусства, досуга, спорта, возможность осуществлять целеполагание и проектирование своей деятельности, поэтапную диагностику, постоянное варьирование средствами и методами с целью коррекции результатов.
Постоянно актуальным всегда был и остается критерий социально-психологической эффективности каждой из технологий, задействованной в работе, как профессионалов, так и непрофессионалов. Такой критерий призван гарантировать достижение определенных стандартов, заложенных в социальных заказах на производство культурного продукта, оказание социально-культурных услуг.
Наконец, технологии должны соответствовать требованию воспроизводимости, подразумевающему возможность неоднократного их применения, повторения, воспроизведения во многих учреждениях и организациях, обладающих статусом центров социально-культурной реабилитации инвалидов.
В научной литературе под целью подразумевают наиболее общее утверждение, предназначенное для того, чтобы показать тип проблемы, на решение которой направлена технология. В отличие от целей задачи конкретизируют пути и способы решения проблемы.
Уникальность социально-культурных технологий заключается в их многоцелевом характере. Они направлены на достижение целого ряда жизненно важных для человека реалий. К ним относятся жизнеобеспечение, социализация, коммуникация, рекреация (отдых). Большую ценность представляют также практические умения и навыки, дающие возможность опробовать свои силы и способности в профессиональной и непрофессиональной сферах, например в подготовке и проведении мероприятий, разработке и реализации сценария, рекламной деятельности, связях с общественностью и т.д.
Сама множественность целей, возникающих в реабилитационном процессе, связана с их временным диапазоном (стратегические, долгосрочные, оперативные и т.д.), их ориентаций на определенный тип, выбором возможных альтернативных решений и другими. Очевидно, выдвижение целей при отборе той или иной технологии определяется их реальностью и достижимостью, выявлением приоритетов, наличием средств исполнения, их соответствием психологическим и физическим качествам как различных групп и категорий, так и отдельно взятой личности, выступающих в качестве объекта воздействия.
Процесс целеполагания, как правило, включает в себя один из основных элементов социокультурной технологии – анализ ситуации, характеризующей образ жизни людей, свойственные им идеалы и нормы поведения, духовные ценности, культурно-досуговые интересы и предпочтения. Осуществление подобного анализа позволяет сформулировать в наиболее обобщенном виде задачи, на решение которых направлена любая из социокультурных технологий. Это, во-первых, создание благоприятных условий (социально-культурной среды) в окружении отдельно взятого человека; во-вторых, использование конкретного содержания и способов его жизнедеятельности в этой среде.
Кроме того, сам процесс целеполагания в социально-культурных технологиях сочетает в себе нормативный и диагностический подходы. При отборе методов и приемов акцент, естественно, делается на нормативной стороне тех изменений, которые должны произойти в сфере жизни, культуры и досуга отдельной семьи или конкретного человека. Этот нормативный фактор, образ «должного» неизменно доминирует над диагнозом, над реальной оценкой ресурсов, имеющихся в нашем распоряжении.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.