Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 74

Суммируя данные об опыте сочинских реабилитационных учреждений, можно утверждать, что основной вектор усилий и специалистов, и родителей направлен на комплексное, полисенсорное воздействие на личность ребенка с помощью всех доступных  каналов контактной  связи: визуального, аудиального, эмоционального и пр. По нашим наблюдениям, наиболее сложной задачей в процессе использования арттерапевтических технологий (особенно в клинике в отличие от домашней среды) часто является  установление эмоционального контакта. Даже самая незначительная подвижка в поведении и действиях ребенка дает основания рассчитывать на получение  положительного результата, который на остальных уроках постепенно развивается. Здесь наиболее важны, особенно в работе с «тяжелыми» детьми, совместные усилия специалиста  и родителей, их полнейшее доверие друг другу.  Преемственность достигается в этом случае за счет выбора тематики или ее тенденций, а главное,  решающим фактором для педагога и, в первую очередь, родителей  становится крепнущая с каждым днем уверенность в возможности получения положительных результатов. Этот момент является ключевым в  процессе творческой реабилитации ребенка, поскольку дальнейшие успехи определяются  только временем.

На последующих стадиях организации творческой деятельности ребенка педагог обретает определенную свободу и раскованность, так как он получает возможность использовать ту же тактику, подходы и приемы, что и при работе с нормальными или даже талантливыми детьми. Разумеется, эти подходы и приемы по мере продолжения упражнений будут значительно усложняться, носить  более углубленный индивидуальный характер. В беседах с коллегами, работающими в реабилитационных центрах, мы подметили характерную деталь – повседневная работа и общение с «проблемными»  детьми существенно повышает общую квалификацию педагога, что позитивно влияет на его практику в нормальной школе..

Технологически индивидуальные занятия построены таким образом, что три ребенка  последовательно предстают перед тремя педагогами, переходя от одного к другому. В общей сложности пребывание каждого ребенка в кабинетах и студиях реабилитационного центра приблизительно составляет в день около 2 часов  (три индивидуальных занятия в день по 35 минут каждое) два раза в неделю.  Между занятиями пятиминутные перерывы используются специалистами для обмена информацией о состоянии детей, а перерывы между тройками уроков используются для обсуждения всех текущих проблем. Практически на каждом из занятий  присутствуют родители и коллеги-педагоги, с которыми эти уроки обсуждаются.

Периодически, не реже двух раз в год , проводятся отчетные концерты детей с показом выставок рисунков и поделок , родительские собрания и семинары со специалистами. Кроме стационарных занятий проводятся выездные семинары на территории районов города и региона. Эти мероприятия играют важную роль в распространении опыта работы Центров реабилитации среди специалистов. Кроме этого, для работников Центров реакция коллег является важным стимулом в работе и возможностью оценить свои результаты со стороны.

Большое внимание в беседах с коллегами мы уделяли психологическому  фону, на котором реализуются занятия по музыке, рисунку, игре и другие арттерапевтические технологии. Для нас здесь был весьма важным момент выстраивания отношений педагога с «особенными» детьми буквально с первых секунд знакомства с ними.

Будучи наделенными повышенным, а порою абсолютным чувством  неискренности и полным неприятием этого недостатка в собеседнике, дети должны чувствовать полную открытость преподавателя по отношению к ним и испытывать к нему полное доверие. "Должны" - это не значит, что так происходит сразу и со всеми. В течение времени, более или менее длительного, дети "испытывают" преподавателя, привыкают к нему, определяют "степени свободы" своего поведения с ним. Это самый ответственный период (1-2 недели - 2-3 месяца) в процессе обучения, и преподаватель здесь не имеет права на ошибку. Если ребенок "закроется", преподавателю в дальнейшем уже нечего будет с ним делать; на восстановление потерянного доверия уходит неизмеримо больше времени, чем на его первоначальное завоевание.