Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 24

Популярные во всем мире бальные танцы на инвалидной коляске развиваются в различных спортивных соревнованиях, исполнительском искусстве, и реабилитационных технологиях.

Спортивные танцы на колясках  появились в Великобритании в конце 1960-х годов, и к середине 70-х они распространились по всей Европе. В 1997г. танцевальный спорт пришел в Россию и Беларусь. Впоследствие, организованные чемпионат Европы в Швеции 1997г., и чемпионат мира в Японии в 1998г явились основанием зачисления танцев на колясках в список Международных Паралимпийских игр 1998г.

Творческие соревнования спортивных бальных танцев на коляске в стиле КОМБИ означают, что танцевальная пара должна состоять из партнеров женского и мужского пола, один из которых – пользователь инвалидной коляски. Сегодня более чем 5 тысяч 500 танцоров из 40 стран участвуют в этом танцевальном виде спорта, как на любительском, так и на соревновательном уровнях.

Ближайшими приоритетами международного Паралимпийского комитета стала деятельность по обучению и совершенствованию мастерства танцоров посредством соответствующих тренировок и информационного обмена, побуждению всех организаций для инвалидов-спортсменов включать танцы на колясках в свою программу, организовывать подготовку инструкторов, тренеров, судей международного уровня и непременно пропагандировать в средствах массовой информации Спортивные танцы на колясках через показательные выступления, публикации и различные выставки.

Впервые в России, инвалиды на колясках танцевали на Фестивале бального танца в Петербурге в 1999г. Жанровое разнообразие любительского уровня занятия танцами на колясках реализуется в разных исполнительских стилях– бальный, народный (кадриль, хоровод), современный танец, а также балет. Кроме Комби, известен также стиль ансамблевого танца, если все партнеры только в колясках, или вперемежку с партнерами-неинвалидами танцуют в свободном соотношении. Стиль сольного танца подразумевает одного исполнителя на коляске.

Критерием отбора участников спортивных мероприятий и непременным условием считается наличие у танцоров минимума инвалидности. На основе медицинского допуска, к соревнованиям привлекаются спортсмены с инвалидностью опорно-двигательного характера, которая определяется: ампутацией по лодыжку,  мышечным парезом, изменениями в суставах, спастикой, укорочением ног на фоне церебрального паралича и др.. В связи с этим, оценка способностей конкурсантов  определяется по критериям управления коляской, мастерства толкания, вращения туловища и свободным функционированием рук.

По категориям соревнований, в Комби традиционно включены секции стандартного классического танца (вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот, квик степ) и латиноамериканского танца ( самба, ча-ча-ча, румба, пасо добль).

Помимо спортивного направления, танцы на колясках имеют самостоятельную эстетическую ценность. В Ульяновске, по аналогии специализированного центра в Минске, инвалиды-колясочники открыли уникальную школу бального танца, с целью создания областной федерации бальных танцев. Чтобы добиться успеха, организаторы, имеющие инвалидность, проводят много времени у балетного станка. Вершиной мастерства считается баланс на колесах и  виртуозное передвижение  в кресле.

На наш взгляд, событием отечественной культурной жизни считается международный проект Британского Совета и московского музыкального театра по организации в Москве единственного спектакля танцевальной труппы «Cancodo»из Великобритании. На сцене Российского молодежного театра было показано два одноактных балета: «Последнее представление» и «Обгоревший на солнце». Труппа основана С.Дандекер, бывшей примой Лондонского театра современного танца, получившей серьезную травму позвоночника. Трое из семи исполнителей – также люди с ограниченными возможностями. Люди, лишенные двигаться ногами или с одной конечностью, ловко танцуют сидя на инвалидной коляске или при поддержке здоровых танцовщиков занимаются посильной акробатикой. Художественный замысел и его пластическое выражение эстетизировано и реализуется в стилистике постмодернизма.