В течение многих лет Московский государственный университет культуры и искусств (Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д., Казакова А.Г., Моздокова Ю.С., Мацукевич О.Ю., Гуслова М.Н., Тушевская И.А., и др.) осуществляет исследовательскую работу по разработке социокультурных технологий реабилитациии с рамках научной специальности «социально-культурная деятельность».
Для выполнения исследовательских работ научным коллективом МГУКИ сформулирована цель:- совершенствование системы социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в реабилитационных учреждениях.
Определены задачи:
· -обобщить имеющийся практический опыт специализированных учреждений России,
· -разработать технологический модуль социально-культурной реабилитации для реализации его в специализированных учреждениях.
· обосновать методические рекомендации по применению социокультурных технологий в специализированных учреждениях
Объект исследования – процесс технологизации социокультурной реабилитацонной деятельности специализированных учреждений.
Предмет исследования – совокупность условий совершенствования системы социально-культурной реабилитации детей- инвалидов.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что социокультурная реабилитация ребенка-инвалида, осуществляемая в специализированных учреждениях, будет наиболее эффективной при условиях, если:
· выявлена специфика учреждения при осуществлении мероприятий социокультурной реабилитации ребенка;
· определен потенциал педагогической культуры специалистов;
· сформирована индивидуальная программа развития и реабилитации ребенка с ограниченными возможностями в условиях специализированного учреждения;
· включен потенциал социокультурной деятельности в учебный и внеучебный процесс в виде технологического модуля;
· созданы необходимые комфортные условий обитания ребенка-инвалида.
Научно-исследовательскими базами проекта были определены специализированные учреждения гг. Норильска, Сочи, Набережные Челны, Волгограда, Рязани, Москвы и Подмосковья.
Суть проблемы, стоящей перед участниками временного научного коллектиква МГУКИ в процессе работы над данным проектом, заключалась не только в том, чтобы на основе общего взаимопонимания собрать необходимую информацию и совместно выработать концепцию, а прежде всего в поиске ответа на вопрос – каким собственно должно быть жизненно важное пространство детей-инвалидов и каким образом можно наиболее органично использовать в нем современные социокультурные технологии.
Под технологией социокультурной реабилитации инвалидов (СКРИ) понимается система организационных приемов и методов воздействия средствами культурно-досуговой деятельности и предоставления услуг инвалидам, применяемых с целью оказания им помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей к деятельности в соответствии с их духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями[3].
Подобная формулировка требует тщательного осмысления и уточнения. В нашем понимании под технологией социокультурной реабилитации ребенка-инвалида следует понимать комплекс реабилитационных модулей, основу которых представляют средства культуры, искусства, общественных связей и механизмы воздействия их на духовное и физическое развитие ребенка-инвалида. Говорить лишь о включении в реабилитацонный процесс средств культурно-досуговой деятельности и предоставлении услуг, значит рассматривать проблему достаточно узко.
При осуществлении реабилитационной деятельности, как комплексной, так и отдельного ее ответвления, необходимо придерживаться определенных концептуальных положений, целеполагания.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.