Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 4

В течение многих лет Московский государственный университет культуры и искусств (Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д., Казакова А.Г., Моздокова Ю.С., Мацукевич О.Ю., Гуслова М.Н., Тушевская И.А., и др.) осуществляет исследовательскую работу по разработке социокультурных технологий реабилитациии с рамках научной специальности  «социально-культурная деятельность».

Для выполнения исследовательских работ научным коллективом МГУКИ сформулирована цель:- совершенствование системы социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в реабилитационных учреждениях.

Определены задачи:

·  -обобщить  имеющийся практический опыт специализированных учреждений России,

·  -разработать технологический модуль социально-культурной реабилитации для реализации его в специализированных учреждениях.

·  обосновать методические рекомендации по применению социокультурных технологий в специализированных учреждениях

Объект исследования – процесс технологизации социокультурной реабилитацонной деятельности специализированных учреждений.

Предмет исследования – совокупность условий совершенствования системы социально-культурной реабилитации детей- инвалидов.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что социокультурная  реабилитация ребенка-инвалида, осуществляемая в специализированных учреждениях, будет наиболее эффективной при условиях, если:

·  выявлена специфика учреждения  при осуществлении мероприятий социокультурной реабилитации ребенка;

·  определен потенциал педагогической культуры специалистов;

·  сформирована индивидуальная программа развития и реабилитации  ребенка с ограниченными возможностями в условиях специализированного учреждения;

·  включен потенциал социокультурной деятельности в учебный и внеучебный процесс в виде технологического модуля;

·  созданы необходимые комфортные условий обитания ребенка-инвалида.

Научно-исследовательскими базами проекта были определены  специализированные учреждения гг. Норильска, Сочи, Набережные Челны, Волгограда, Рязани, Москвы и Подмосковья.

Суть проблемы, стоящей перед участниками временного научного коллектиква МГУКИ в процессе работы над данным проектом, заключалась не только в том, чтобы на основе общего взаимопонимания собрать необходимую информацию и совместно выработать  концепцию, а прежде всего в поиске ответа на вопрос – каким собственно должно быть жизненно важное пространство детей-инвалидов и каким образом можно наиболее органично использовать  в нем современные социокультурные технологии.


КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ В ОПРЕДЕЛЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Под технологией социокультурной реабилитации инвалидов (СКРИ) понимается система организационных приемов и методов воздействия средствами культурно-досуговой деятельности и предоставления услуг инвалидам, применяемых с целью оказания им помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей к деятельности в соответствии с их духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями[3].

Подобная формулировка требует тщательного осмысления и уточнения. В нашем понимании под технологией социокультурной реабилитации ребенка-инвалида следует понимать комплекс реабилитационных модулей, основу которых представляют средства культуры, искусства, общественных связей и механизмы воздействия их на духовное и физическое развитие ребенка-инвалида. Говорить лишь о включении в реабилитацонный процесс средств культурно-досуговой деятельности и предоставлении услуг, значит рассматривать проблему достаточно узко.

При осуществлении реабилитационной деятельности, как  комплексной, так и отдельного ее ответвления, необходимо придерживаться определенных концептуальных положений, целеполагания.