Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 9

В 60-80% случаев детская инвалидность обусловлена перинатальной патологией. Наметилась тенденция к росту числа больных детским церебральным параличом, тухоухостью, врожденной и наследственной патологией глаз и другими инвалидизирующими заболеваниями.

С 1996 г. в Российской Федерации ежегодно регистрируются данные о структуре детской инвалидности на основе «Международной номенклатуры нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности».

По данным официальной статистики[7], в структуре причин детской инвалидности по обуславливающему ее заболеванию первое место принадлежит болезням нервной системы и органов чувств – 52,45 на 10 тыс. детей в возрасте от 0-15 лет, при чем в эту группу болезней входит детский церебральный паралич (ДЦП), распространенность которого составляет 19,4 на 10 тыс.детей.

Второе  место принадлежит психическим расстройствам – 31,02 на 10 тыс.детей, среди которых 21,88 на 10 тыс. составляет умственная отсталость.

Третье – врожденным аномалиям развития – 28,2 на 10 тыс. детей. Эти три класса заболеваний определяют структуру причин детской инвалидности, составляя в ней 69,5%. Остальные 30,5% приходится на 12 классов других заболеваний.

Особенностью большинства социально-реабилитационных учреждений является их многопрофильность, т.е. реабилитационноые услуги оказываются детям-инвалидам в различной патологией. 34,7% этих учреждений занимаются реабилитацией детей, страдающих детским церебральным параличом и нарушением опорно-двигательного аппарата, 21,5% - детей с нарушением умственного и психического развития, 20% - детей с соматической патологией, 9,.6% - детей с нарушением зрения, 14,1% - детей с нарушением слуха.

Социокультурная интеграция детей-инвалидов - это процесс включения особенного ребенка в культуру и социум, а также его результат, проявляющийся в виде включенности инвалида в социокультурную жизнь, при которой его дефект в результате компенсации не мешает ни ему, ни окружающим в процессах социального взаимодействия.

Острота проблем социокультурной интеграции и адаптации инвалидов в сложных современных условиях предполагает корректировку деятельности существующих институтов и средств освоения знаний и навыков, необходимых для полноценного участия в жизни социума. При этом в центре внимания оказываются не сами по себе учреждения образования, обслуживания, культуры, но условия, обеспечивающие их соответствие основным составляющим образа жизни инвалидов.

Отработанная в мировой практике реабилитационная деятельность в отношении детей-инвалидов предполагает:

·  развитие духовных и физических способностей ребенка в период до посещения школы;

·  содействие в получении соответствующего школьного образования, включая подготовку к нему;

·  обеспечение условий для участия в жизни общества детям, чьи возможности, в результате всех предварительно проведенных с ними мероприятий, окончательно признаны как допускающие обучение лишь практическим навыкам;

·  содействие в выполнении соответствующей деятельности при невозможности получения прогрессивного образования (в выполнении неквалифицированной работы);

·  установление реального и более комфортного контакта с внешним миром;

·  поддержку, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а также душевного равновесия; - облегчение бытовых и жилищных условий;

·  организацию и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни.

Решение проблем социокультурной интеграции детей-инвалидов направлено на создание условий, способствующих реализации социальных прав инвалида. В ряду таких условий особое место занимает институциональный пласт, и прежде всего соответствие между социально-психологическими, образовательными, культурными нуждами и качеством деятельности организаций, предназначенных для их удовлетворения.