Значительная часть детей-инвалидов проходит процесс обучения, воспитания, социализации в условиях специализированных учреждений. Значит, именно в них должны выявляться способности и особенности каждого ребенка с тем, чтобы он, во-первых, был вовремя ориентирован на деятельность, сообразную его личностному потенциалу, а, во-вторых, поистине был самодостаточен и реально полезен обществу. Вот это и определяет главную ответственность и задачу специализированного учреждения.
Принципиальное значение имеет положение Л.С. Выготского об общих закономерностях психического развития детей-инвалидов. Он отмечал, что «к ребенку-инвалиду, с точки зрения психологической и педагогической, должно и можно подходить с той же мерой, что и к нормальному». Особо подчеркивая роль социального воздействия на развитие ребенка, Л.С. Выготский видел последствия отклонений в развитии в «смещении тех систем, которые определяют все функции общественного поведения ребенка», определяя их как «социальный вывих».
Рассмотрение каждого психологического возраста на основе следующих показателей дал Д.Б. Эльконин. На первое место он выдвинул социальную ситуацию развития или ту конкретную форму отношений, в которые вступит ребенок со взрослыми в данный период.
В большей мере раскрыты средства и методы нравственного воспитания, показана роль овладения речью в процессе нравственного воспитания (Н.А. Рау, Б.Д. Корсунская, Н.П. Морозова).
Формирование социальных представлений закрепление социального опыта происходит посредством игры. Богатейший опыт работы по игровой деятельности А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили, А.И. Захарова, В.В. Коноваленко.
Большую роль в формировании социальных представлений, например Б.Д. Корсунская, отводила чтению. Прекрасные методические советы по организации игровой деятельности мы находим в трудах А.С. Макаренко. Широко представляя интересный практический опыт погружения детей в игровую деятельность в исследованиях Ш.А. Амонашвили, Захарова, Коноваленко.
Психолог Д.И. Фельдштейн подчеркивал, что «практика взаимоотношений детей внутри коллектива имеет решающее значение в формировании их личности».
Социально-культурное развитие ребенка является многогранным процессом. Необходимо изучение всех сторон для мягкой и легкой адаптации детей
Следует отметить, что на сегодняшний день существует определенная позиция государства, республиканских и местных органов власти в отношении социокультурной реабилитации детей-инвалидов в виде реализации законодательной базы и мероприятий программного характера, при этом особый акцент ставится на деятельность специализированных учреждений, поскольку здесь создаются наиболее благоприятные условия для реабилитации, в том числе и социокультурной, ребенка-инвалида.
Наиболее проблемным все же остается вопрос о создании необходимого банка реабилитационных технологий для пользования, как специалистами, общественными организациями, так и семьями ребенка-инвалида. Отдельные попытки пополнения этого банка уже делаются. В этой связи можно назвать эффективные методы проведения социокультурной реабилитации в специализированных учреждениях Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, г. Самары, г. Волгограда, г. Зеленограда, г. Пскова , г.Рязани, г.Липецка и др..
На уровне научного осмысления проблемы, в отечественной практике следует особо выделить научно-исследовательские учреждения и педагогические коллективы, предметом которых являются реабилитационные технологии. Это институт коррекционной педагогики Российской Академии образования (Плаксина Л.И., Тупоногов Б.К., Денискина В.З., Леонгард Э.И., Шматко Н.Д.,и др), институт педагогических инноваций РАО(Слободчиков, Зарецкий В. и др.), Институт социальной педагогики РАО(Бочарова В.Г., Дашкина и др.), Дефектологический университет им. Герцена(Кантор В.З), Институт раннего вмешательства им. Валенберга, Российский Институт культурологии((.Ломакин В.И )университеты социальной работы,. Никулиной, Литвака, Малофеева, , Обухову, , Лильина В.Д., и др.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.