Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 34

Касаясь технологии и принципиальных основ глубинного общения, необходимо сразу отметить, что оно никогда не было узко профессиональным. Оно охватывало весь спектр человеческой деятельности, охватывало всю ее культуру. Это залог взаимного обогащения личностей и создания нового в культуре. И оно всегда возникало вокруг Личности. Н.С.Арсеньев, анализируя жизнь кружков русской интеллигенции 19 – нач.20 века, очень точно выделил три их общие черты. В них происходило заражение друг друга энергией увлеченности, в них личность получала импульс для творческой работы в уединении, и в них всегда существовала центральная личность, которая ставила перед собой задачу вдохновить других. ( 1) Эти условия обеспечивали плодотворность общения. Может показаться, что в эту категорию попадают психокоррекционные группы, а также общение в религиозных и мистических обществах, в философских кружках или просто в кругу близких друзей. Но это не так. Глубинное общение, при всех равных внешних условиях, более высокая качественная ступень в области общения, которая достигалась в особые периоды  человеческой истории и до сих пор является технологически не достижимой. В нем была максимально представлена человеческая культура, что отличает глубинное общение от религий и мистических учений, сужающих культурный диапазон своих адептов. Глубинное общение было связано с активной творческой и гражданской деятельностью, что отсутствует у многих философских кружков. В нем ставились задачи не только личностного роста, как в психокоррекционных группах, но и решались конкретные культурно-исторические проблемы общества. Глубинное общение никак не связано с мистическими явлениями, трансперсональной психологией и НЛП. Глубинное общение - это более высокая ступень углубления в себя и друг в друга, связанная лишь с более тонким восприятием эмоционально слабых, но значительных духовных процессов.

Таким образом, глубинное общение, осуществляясь в сфере свободного времени, содержит в себе такие качественные условия, которые являются источником интенсивного развития личности и общества. Опыт воссоздания глубинного общения в современных условиях в 1999 – 2002 году показал его высокую эффективность. Проведенный анализ позволил сделать вывод, что особое качество этому общению придает диалектическое соединение трех планов жизни человека  в процессе глубинного общения: 

¨  «внутренно-замысленного»;

¨  культурно-исторического;

¨  повседневной жизнедеятельности.

Социально-культурную технологию глубинного общения молодых инвалидов кратко можно представить следующим образом:

Цель – эмоционально-смысловое развитие человека с ограниченными физическими возможностями до личностного уровня,  рост его значимых эмоционально-смысловых связей с окружающим миром.

В процессе становления личности  на ее эмоционально-смысловом уровне, с нашей точки зрения, для нее становятся актуальными два вопроса:

·  Значение мира для меня

·  Мое значение в мире

В процесс глубинного общения рассматриваются их многочисленные аспекты. Но эти вопросы не должны выноситься на обсуждение в абстрактной форме. Они должны лежать во внутренней структуре множества тех конкретно-жизненных вопросов, с которыми сталкивается каждая конкретная личность в своей повседневной жизни, но ни в коем случае не обсуждаться напрямую. В абстрактной форме они не смогут вызвать оживленного общения. Эти вопросы имеют и серьезную научную базу, затрагивались многими учеными 20 века, в том числе их касались известные психологи: А.А.Ухтомский, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, В.П.Зинченко, У.Джеймс, К.Г.Юнг, Р.Ассаджиоли,  А.Маслоу,  В.Франкл, Ф.Перлз, С.Гроф и др.

Задачи, которые достигаются в процессе  глубинного общения:

1.  Осмысление единства значимых для личности связей в мире и направленности их на благо человека, вовлечение в процесс познания и переживания единства мира, вступление с ним в более тесный контакт, при котором каждое внешнее явление несет человеку смысл.