Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 88

Перечисляем некоторые пособия, используемые нами в процессе коррекции речи и движения (рисунки с 1 по 7)

Известно, что учебный процесс носит двусторонний характер и его успех зависит не только от педагога, но и от обучаемых. Уровень моих занятий во многом зависит не только от плана, хорошо продуманного содержания, но и от настроения самих ребят, их самочувствия.

Психическое состояние детей с церебральным параличом носит разнообразный характер. Некоторые ребята отличаются непоседливостыо, болтливостью,  не могут подчиняться общим требованиям, необходимым при выполнении какого-либо задания не отвлекаясь. Музыка, которую им предлагаем, помогает организовать детей, подчиниться общим требованиям, темпу, ритму, началу и окончанию работы, действия.

Среди детей с церебральным параличом встречаются такие, которые склонны выполнять лишь то, что непосредственно связано с их интересом (не могут организовать свое поведение на занятиях, но организованны и инициативны в игре, слушании и воспроизведении песен, сказок, плохо пишут, но демонстрируют хорошие навыки в рисовании, играют на музыкальных инструментах, но не хотят выполнять движения с предметами). Таких примеров можно привести несколько с нашими воспитанниками.

Игоря привезли из детского дома в нашу дошкольную группу два года назад. Очень упрямый, злобный, непослушный мальчик, постоянно конфликтует с детьми, может оскорбить плохими словами, забрать игрушки, все делает с агрессией. Отстает в психическом развитии. На занятиях пассивный, не усваивает программу. Память, мышление, внимание не развиты. Везде присутствует нервное возбуждение. Очень шумный, громко разговаривает. Но любит трудиться, особенно если это связано с водой: стирает салфетки, моет стаканчики, купает кукол и т.д. На втором году обучения стал более активным, занимается с желанием, но усидчивости нет, быстро устает. Знает сказки, старается их пересказывать. Руки у Игоря слабые, особенно левая, поэтому не все у него получается. Отмечается разное поведение, зависящее от его настроения и отношения к другим детьми и взрослым. С одними детьми он чувствует свое превосходство: командует, унижает, других боится, хочет как-то угодить. В характере имеет место такая черта, как хитрость и приспособленчество. Может обмануть, нагрубить, дружит с теми, от кого можно что-то взять, получить. Зато с желанием выполняет различные коррекционные упражнения на развитие двигательной активности больной руки, даже когда требуется немало усилий.

В конце первого года обучения пригласили Игоря заниматься в ансамбле. Он хотел обучиться играть на ложках, но из-за поражения руки освоить игру на них не смог. Подобрали для него трещотку маленького размера, и мальчик стал осваивать игру на этом инструменте. Его поведенческие навыки вначале мешали всему коллективу: он отвлекал детей, пробовал командовать, грубил. Много времени уходило на нормализацию дисциплины. Правда, играл ритмично и с большим желанием. Поведение мальчика резко улучшилось после того, как включили его сольное исполнение на трещотке в общую игру ансамбля. Игорь должен был вовремя начать игру, прислушиваясь к музыкальному сопровождению, выдерживать точный ритм и темп, быть предельно внимательным и собранным. Вот уже четвертый год мальчик занимается в ансамбле. Исполняет немало номеров вместе с ансамблем в общешкольных мероприятиях. Он является нашим помощником в некоторых организационных моментах.