Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 33

Глубинное общение мы находим  в философских концепциях античности у Аристотеля, Демокрита, Эпикура, Сенеки и др. «Уходи в себя насколько можешь, проводи время только с тем, кто сделает тебя лучше, допуская только тех, кого ты сам можешь сделать лучше» – писал Сенека. «Золотой век» Перикла, называемый периодом античного просвещения ознаменовался появлением многочисленных философских кружков и проникновением интеллектуальности в мировоззрение широких слоев населения. Досуг самого Перикла Плутарх, по сохранившимся сведениям, описывает следующим образом. «Он не принимал участие в пиршествах... Единственным развлечением для Перикла была беседа в домашнем кругу, среди близких друзей, к числу которых принадлежали избранные умы и таланты тогдашней Греции. В его дом сходились философы Анаксагор, Протагор, Сократ, художники - Фидий и Калликрат, поэты - Софокл и Еврипид.»( 4 )

Достойными продолжателями этой традиции стали гуманисты эпохи Возрождения. Общение проходило в studia humanitatis, в основе которых лежала практическая ориентация на формирование свободной духовно раскрепощенной личности. «Studia humanitatis» в отличие от наук естественных были устремлены не к познанию внешнего мира, подчеркивает Салютати, а к познанию человеческого бытия. Этот заполненный высокими занятиями, сладостный и отрадный досуг противопоставлялся службе и вообще всяким деловым обязанностям. Наиболее ярко глубинное общение проявилось в Платоновской академии во Флоренции. Это было вольное общество людей из разных сословий, профессий, местностей: князья, гонфолоньеры, приоры, купцы, артисты… Время протекало в ней в разного рода привольных занятиях: прогулках, пирушках, в чтении и изучении античных авторов. «Прелестная жизнь этих людей, до того различна между собой, что никакой кодекс не стесняет ее, никакая официальность в ней не обязательна» - писали современники. Она была местом, куда стекались наиболее драгоценные рукописи и где встречались знаменитейшие эрудиты. (7)

«Золотой век» в России в 19  веке также тесно связан с общением в кружках и салонах, которое можно назвать глубинным. Оно происходило в кружке «любомудров» Дмитрия Веневитинова, в кружке Николая Станкевича, в салоне княгини Зинаиды Волконской. В Петербурге одним из центров умственного движения был в течение долгих лет радушный и высококультурный салон Е.А. Карамзиной, вдовы историка. Еще более оживленными, богатыми разнообразием гостей были вечера у благородного писателя-мыслителя и филантропа, князя В.Ф.Одоевского. Особую роль сыграл в истории русской литературы салон А.О. Россет-Смирновой. В 80-е гг. был известен салон Лопатиных в Москве, а в 90-х  - нач.1900-х «Психологическое общество»  С.Н.Трубецкого и Н.Я.Грота,  «Кружок ищущих духовного просвещения» В.А.Кожевникова. В эмиграции собрания проходили у Н.А.Бердяева,  в Праге – у епископа Сергия, у которого была своя философия общения. Он говорил о «подвиге общения», оно заключается в видении духовной ценности, внутреннего, сокрытого духовного лица, духовного богатства каждого члена, каждого человека, каждого из «малых сих». (1)

Мы думаем, что к глубинному общению можно отнести транскультурные эксперименты М.Н.Эпштейна в СССР в 80-х годах. В мае 1982 года культурологом М.Н.Эпштейном, артистом И.Кабаковым и социологом Й.Бакштейном стали проводиться собрания, которые позже получили название «коллективные импровизации».(9) Постепенно в этот круг собиралась интеллигенция самых разных профессий, обсуждались проблемы выходящие за границы существующих культур, в этом общении также оказывались востребованными как профессиональные, так и личностные особенности людей. Регулярными участниками собраний были литераторы, физики, архитекторы, математики, филологи и представители  многих других профессий. «Магическим» инструментом этих собраний стало эссе. Всеми участниками выбиралась тема, писались эссе, проходило устное обсуждение, делались письменные комментарии. Получалась «коллективная монография» на определенную тему, людей различных профессий и  взглядов на жизнь, которая была больше, чем просто механическая сумма идей. В 1995 году М.Н.Эпштейн, уже находясь в США, создает проект в Интернете под названием «ИнтеЛнет». Это открытое пространство для всех, кто создает новые идеи, электронная общность творческих умов. Это пространство можно посетить и  сейчас по адресу http://www.russ.ru/antolog/INTELNET/rus_ukaz.html