Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 61

сОдним из средств, позволяющих специалисту по социальной работе комплексно подходить к решению профессиональных задач в ситуации содействия социальной адаптации детей с ограниченными возможностями, является драма. В качестве основного средства драмы используются игры-драматизации и ролевые игры. В ходе занятий применяются следующие средства образной выразительности:

интонация – предлагается детям произносить отдельные слова и фразы с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление). Цель: добиться выразительности и интенсивности речи;

позы – детям предлагается позой изобразить кого-нибудь или что-нибудь (животных, деревья). Чтобы детям был легче выполнять такие задания, используются средства музыкальной выразительности;

жесты – жестом показать состояния и ощущения человека )очень горячо, я замёрз, мне больно  и т.п.), выполнить упражнение, включающее в себя несколько действий ( мою посцду, рисую красками и т.п.);

мимика – по выражению лица определять настроение человека. При этом используются как готовые рисунки, фотографии, так и рисуют сами. С помощью мимики выражают своё эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие (съел конфету, кислый лимон и т.д.)

пантомимика – в ней сочетаются пластические позы, жесты и мимика.

Для взрослых работают  «Женский клуб», рассматривающий один раз в квартал жизненные вопросы, «Родительский университет», поднимающий вопросы воспитания и образования детей с ограниченными возможностями.

В целом в центре ведётся большая работа с родителями, но в контексте помощи ребёнку в реабилитационном процессе.

Центр социальной помощи семье и детям с отделением реабилитации детей-инвалидов

Центр располагается в Дзержинском районе г. Волгограда, работает с 1995 года, в нём ведётся работа с детьми и подростками-инвалидами и их родителями. Основное направление – социокультурная реабилитация. При поступлении ребёнка в центр изучаются его творческие способности, затем он направляется в соответствующие коллективы. В центре дети занимаются вышивкой, рисованием, лепкой из солёного теста, участвуют в фестивалях творчества детей. Успешно работают объединения:

-  «Школа самопознания», занятия проводит психолог, группы интегрированные, в них занимаются дети-инвалиды и дети с трудностями в поведении. Основная цель школы: помочь подросткам осознать себя как личность, определить своё место в жизни, узнать о взаимоотношениях подростков со своими сверстниками и взрослыми, определение характерологических особенностей детей и подростков, осознание плана саморазвития. Девиз школы: «Открыть себя для самого себя». Например, проводятся следующие занятия: «Я глазами других», «Учимся общаться», «Какой у меня характер?», «Я в мире людей», «Кем быть, каким быть?»;

-  Клуб «Девочка, девушка, женщина»;

-  «Школа матерей», в которой матери обучаются методическим приёмам воспитания и общения с детьми. Например, лекция «Как мне понять тебя» об особенностях кризисного возраста подростков;

-  Молодёжный клуб «Клад» (клуб любителей активных друзей) для молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет.

-  Клуб отцов-одиночек, в который входит 17 мужчин.

Центр разрабатывает проекты и работает по ним: «Особая семья», «Спасаю потому, что люблю», «Шанс на счастье», «В ХХI век без наркотиков».

Государственное учреждение «Областной центр социальной помощи семье и детям «Семья»

Центр работает на всю Волгоградскую область. Вся работа построена по проектам (ПРИЛОЖЕНИЕ 9).

Проект «Домашний очаг» создан для организации семейного досуга. 

Проект «Здоровый образ жизни»,  Действуют «Выездные бригады», которые по определённому графику 1 раз в месяц выезжают в районы области с целью оказания медицинской, психологической и юридической консультаций. В бригаду чаще всего входят врачи (нарколог, валеолог), психолог, юрист. В составе этих бригад работники центра, а также специалисты из больниц, институтов. График поездок утверждается Администрацией области.