Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 89

Из детского дома поступил к нам и Антон с поражением нижних конечностей. Фамилия Неизвестный говорит сама за себя. Это очень неспокойный, нервный, непослушный ребенок с детьми играет плохо (дерется, передразнивает). Он, так же как и остальные дети, поступившие к нам из детского дома, с тревогой ждал выходные дни, он их даже не любил. С большой ревностью относился к появлению "чужих" бабушек и дедушек, мам и пап, хотя те старались уделить внимание и детям без родителей. В присутствии посторонних Антон старается любым способом показать себя, обозначить свое присутствие. На одном из открытых музыкальных занятий, когда в группе находились посторонние взрослые, он очень хотел, чтобы его заметили. Весеннюю песню пели всей группой. Громче всех старался Антон (речь у него смазанная, дикция плохая, музыкальный слух и память отсутствовали). Я похвалила ребят и особенно Антона за то, что он очень старался. Но при исполнении следующей песни, попросила мальчика прислушиваться к детям и инструменту. Исполнение второй, а затем и третьей песни не дали положительных результатов. Тогда я обратилась к Антону с вопросом: "Ты, наверное, хочешь спеть песню один?". Я знала, чего добивается ребенок, и знала, как он споет, но выхода другого не видела. Вопрос его обрадовал, мальчик почти выбежал к инструменту. После уточнения песни, которую пожелал спеть Антон, я попросила его петь спокойно, без крика, а чтобы исполнение было слышно, предложила всем ребятам сидеть тихо. Антон спел один куплет песни А. Филиппенко "Детский сад". Ошибся. Повторно исполнил с моей помощью, но уже старался прислушиваться к моему голосу и инструменту.

Авторы Чернилевский Д.В., Морозов А.В. в своей работе "Креативная педагогика и психология" /Москва. МГТА 2001 г./ заявляют о необратимости перестройки в образовании и педагогике: «Это переход к новым наиболее оптимальным психологическим и педагогическим системам. Креативная технология обучения в жизни отдельного обучающегося превращает его из "винтика" в самостоятельного субъекта учебно-познавательной деятельности. Что требует высокий уровень профессионально-педагогической культуры от всех учителей и воспитателей, выражающейся гуманностью и готовностью решать свои профессиональные задачи на основе творчества и созидания креативной педагогики и психологии».

Этому вопросу мы уделяем немаловажное значение в процессе коррекционных занятий через музыку, развивая самостоятельность детей, их познавательную активность, творческий потенциал. Уже в дошкольных группах стремимся активизировать детей в различные виды деятельности, развивающие их индивидуальное общение в процессе развития речи и движения. В начальных классах учебный материал подбираем так, чтобы он учил ребят сравнивать, сопоставлять, побуждал рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, выбирать правильное решение среди различных вариантов. При таком подходе к обучению формируем и развиваем главную ценность, основу всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка. Отсюда постепенно в нем разовьется потребность и возможность для самостоятельной работы в процессе коррекционных занятий по развитию нарушенных функций. Так, если в дошкольных группах мы внушаем и убеждаем ребенка в необходимости выполнения того или иного задания для успешного лечения рук, ног, туловища, то уже с первых уроков в школе добиваемся, чтобы ребенок сам стремился к выполнению необходимых упражнений, чтобы он видел и чувствовал результат от проделанной работы, иногда подчас упорной и непростой.

В XVI веке прогрессивный чешский педагог Ян Амос Коменский обратил внимание на своеобразие приобретения детьми знаний об окружающих вещах. В своем замечательном труде "Видимый мир в картинках" Коменский по существу дал прекрасное методическое пособие для обучения маленьких детей на основе наглядности. Труд Я.А. Коменского не потерял своего значения и до сегодняшнего времени. Вся наша коррекционная работа с детьми с церебральным параличом построена на наглядности.