Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 45

Многое в ансамбле зависит от внешнего вида исполнителей. Костюмы заказывали в ателье. Длинные сарафаны с красивым орнаментом скрадывали некоторые недостатки во время движения наших девочек, красивые белые блузки придавали им нарядность, легкость. Расшитые блестками в русском стиле короны были праздничны и торжественны. Хороши и костюмы мальчиков: русская расшитая рубашка, кушак, шаровары и кепка с красным цветком на боку. Дети спрашивали, когда будут готовы костюмы, как они выглядят, хватит ли на всех. Каково же было удивление и восторг, когда примеряли сшитый для каждого наряд! Костюмы получились настолько красивыми, что вряд ли отличишь их от наряда профессионального ансамбля. И мы, взрослые, со стороны наблюдали, как на глазах менялись наши дети: на их лицах появлялись улыбки. Ребята хотели играть в костюмах и мы удовлетворили их просьбу, так как видели, что при этом ребята как-то подтягиваются, ансамбль звучит слаженнее.

Первое исполнение ансамблем, после продолжительных репетиционных упражнений, вызвало у детей различную реакцию: одни громко смеялись, у некоторых появились слезы, отмечалась более бурная реакция - стук палочками по трещоткам, удары ложками. С большим желанием вновь и вновь исполняли одно и то же произведение. Постоянно просили повторить уже выученное, хорошо знакомое.

За несколько дней до выступления мы стали заниматься прямо на сцене. Каково же было мое огорчение, когда я не увидела в игре ребят той слаженности, уверенности, слитности звучания. Они терялись, плохо слышали друг друга, отвлекались на каждого вошедшего в зал, постоянно выпадали из рук инструменты, появился посторонний шум, с которым мы так долго боролись. Работая с детьми, мы забыли, оказывается, о многих вещах, которые не стоило забывать ни на день: о психике наших ребят, о их отвлекаемости и непостоянстве в поведении, о скованности и всех тех побочных явлениях, которые отмечаются у них во время исполнения, волнения, переживания.

Все дальнейшие занятия проводили на сцене, а в зал старались приглашать зрителей: то одних, то других школьников, радовались, когда, интересуясь нашей работой, входили сотрудники школы, они обычно не торопились покидать зал, мы за это им остались благодарны.

Заметили мы и некоторые недоработки в костюмах, устранить которые могли только своими силами. Так, у Юли правое плечо немного ниже левого, рука почти бездействует, поэтому постоянно сползала лямочка сарафана; маленькой Жене из дошкольной группы оказались длинными рукава блузки; Саше надо немного подшить рубашку, Свете удлинить сарафан, Вове укоротить рукав, так как на левой руке отсутствует кисть.

Сами "музыканты" поочередно наблюдали за игрой ансамбля со стороны. Радовались красоте костюмов, слаженности и четкости исполнения, особенно, когда движения выполнялись всеми одновременно. Впоследствии мы с душевным трепетом, радостью наблюдали за своими воспитанниками, отмечая бережное, щадящее отношение друг к другу.

Ученики помогали друг другу, беспокоились, чтобы все выглядели красиво в новых костюмах. Так Лена обшила свой костюм и костюм Светланы, которая не может держать в руках иголку. Другие девочки помогали приводить в порядок наряды для мальчиков.

Оксана красиво разрисовала доску, на которой играла Света. Саша выносил на середину сцены балалайку со стулом для сольного концерта, в котором участвовал Вова (он сам передвигается с большим трудом). В хороводах восьмиклассники становились между малышами, помогая им передвигаться, поддерживая их.

Особое чувство товарищества, ответственности за младших проявилось во время посещения корабля, куда был приглашен ансамбль. Хотя команда была готова помочь всем, кто ступал на трап, старший товарищ крепко держал своего малыша, переложив в другую руку его и свой инструмент. От нашей помощи они в основном отказывались, и взрослые помогали лишь немногим.