Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 58

В Волгоградской области 13000 детей-инвалидов. В Волгограде – 4805. Семейная политика Волгоградской области реализуется Комитетом по делам семьи Администрации Волгоградской области (в его подчинение находятся 4 областных центра) и 47 Муниципальными комитетами (отделами) по делам семьи (в их подчинении находятся 70 центров) (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)..

Областной социально-реабилитационный центр для

детей-инвалидов «Надежда» в  г. Волжском.

Центр занимает здания трёх детских садов, расположенных на одной улице недалеко друг от друга.

В 1 корпусе живут дошкольники,  а также проводится медицинская реабилитация. Специалисты:  медицинские работники, воспитатели.

Во 2 корпусе располагаются дети школьного возраста, в основном с ДЦП, они успешно обучаются по школьной программе, о чём свидетельствует число поступающих в высшие учебные заведения – 63% воспитанников.  Здесь же проводится психолого-педагогичесая помощь, в центре работает коррекционно-педагогическая служба.

В 2002 году специалистами Центра были проведены коррекционные занятия с детьми, имеющими речевые и гностические дефекты, в том числе:

-  ЗПР – 272 ребёнка;

-  Умственное отставание – 129 детей;

-  Недоразвитие речевых средств – 90;

-  Общее недоразвитие речи – 412;

-  Алалия – 4;

-  Детский аутизм – 4;

-  Заикание – 2;

-  Ринолалия – 7;

-  Дизартрия – 425;

-  Фонетико-фонематическое недоразвитие речи –298.

Специалисты – воспитатели, учителя, логопеды, психологи, дефектологами, социальные педагогики. В классах обучается по 8 – 16 человек.

В 3 корпусе СОДЕРЖАТСЯ дети с олигофренией с лёгкой и тяжёлой степенью.   Дети с легкой степенью олигофрении обучаются по вспомогательной программе.

Дети в центр поступают со всей области по путёвкам на 3 месяца, но путёвки продлеваются до полной реабилитации ребёнка. Фактически  путёвка выдаётся на 9 месяцев.  При поступлении ребёнка в центр ведётся беседа с родителями, составляется социальный паспорт семьи (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).  На медико-психолого-педагогической комиссии на каждого ребёнка составляется Индивидуальная программа поэтапной социальной реабилитации и адаптации ребёнка (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

-  Работа с семьями является неотъемлемой частью социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов. В течении года родителям в 2002 году было предоставлено 620 консультаций по вопросам воспитания, развития и обучения детей, проведено 48 родительских собраний. Проводятся праздники «День именинника» - выезд на природу детей с семьями, при этом готовятся концерты, в которых принимают участие, как сами именинники, так и другие дети, выступающие для них.

Культурно-досуговая деятельность центра  находится на высоком уровне. Каждый специалист должен показать на областном уровне результаты своей деятельности, это может быть участие в КВН, фестивале художественного творчества, выставке работ художественного и технического творчества         

В центре развита коллективная творческая деятельность детей, суть которой в том, что дети сами ставят задачи, сами разрабатывают план реализации. Например, ребят волнует проблема наркотизации и они предлагают провести мероприятия по предупреждению наркомании среди детей и подростков. В связи с поставленной задачей, следуют предложения:

-  выпускать газету;

-  пригласить с беседой врачей;

-  провести «круглый стол» на тему: «Умей сказать «нет»;

-  разыгрывают сценки по данной тематике.                           

С данными программами выходят в группы сверстников и младших школьников.

К коллективной творческой  деятельности детей относится также такая задача – как хорошо и интересно провести время в летнем лагере.