Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 54

Большим реабилитирующим действием обладает Театр моды, в котором принимают участие матери и их дети, в основном дочери. Прекрасный театр моды в Казанском городском реабилитационном центре для детей-инвалидов. В деятельность театра входит: разработка моделей,  пошив костюмов, демонстрация их, вживание в образ. Это способствует трудовому, эстетическому, эмоциональному воспитанию детей. Совместная деятельность и общение при изготовлении костюма объединяет мать с ребенком. Демонстрация костюмов на показе вселяет уверенность в детей, делает их более раскрепощенными, лучше становится походка. Но огромное значение по  реабилитирующему фактору выступление детей оказывает на матерей. Еще совсем недавно они испытывали неловкость, а порой и стыд за своего ребенка. Теперь, видя, как их дочери проходят по подиуму, срывая овации, они гордятся ими, и самооценка матерей значительно повышается. Кроме того, за выступлением девочек следят все члены труппы, сопереживают им, радуются их успешному выступлению, что опять способствует лучшей адаптации детей и повышению самооценки детей и матерей. Для матерей это очень важно, так как они осознают своё основополагающее участие в реабилитационном процессе своего ребенка, а также то, что их знания и умения востребованы.

В кукольно-театральной студии занятия проводят совместно руководитель и дефектолог, что позволяет в игровой форме с наибольшей эффективностью добиваться успеха в коррекции поведения, развитии психических функций, постановке звука.

Воспитательная работа Центра является частью системы личностно ориентированного образования, строится на основе реализации дифференцированного подхода и подчинена главной цели – социализации личности учащегося и его адаптации в обществе. Главной целью любого гуманного общества является такое раскрытие возможностей растущего человека, при котором он способен творчески проявить себя, самовыразиться, самоутвердиться через социально значимые дела. Участие в социально признаваемой и одобряемой деятельности позволяет подростку с инвалидностью осознать и самооценить себя, приобрести уверенность в собственной значимости и при этом адекватно отнестись к оценкам других, развивая общественно направленную мотивацию, что способствует также снижению эгоцентризма.

С октября 1998 года в Центре действует школьное самоуправление, как эффективный метод развития самостоятельности и социальной реабилитации. Школьный совет, в состав которого входят: Председатель, министр образования, министр культуры, министр печати и информации, организует и осуществляет совместно с педагогами всю внеурочную деятельность школы. Работа в Совете улучшает способность к общению, тренирует гибкость мышления, состоящую в умении решать практические задачи с различными способами решения, обучает правилам эффективного обмена мнениями, принятия групповых мнений с учётом точки зрения каждого участника разговора. Участие в подобных детских объединениях создает основу для более полного и адекватного восприятия детьми и подростками жизни,  выработки адекватной самооценки, способствует определению своего места в жизни

Одним из направлений интеграции детей-инвалидов в общество является организация их реабилитации посредством физической культуры и спорта. В Саратове   с 1994 года работает Детско-юношеская спортивно-оздоровительная школа инвалидов (ДЮСОШИ), в настоящее время в ней занимаются 483 ребёнка в возрасте от 2 до 18 лет с поражениями опорно-двигательного аппарата.

В комплексную программу реабилитации входят:

-  адаптивная физическая культура (лечебная гимнастика, занятия на тренажёрах, иппотерапия (лечебная верховая езда);

-  несколько видов массажа (общий, частичный, спортивный, аппаратный);

-  гидропроцедуры (душ, ножные ванны, гидромассаж);

-  витаминизация, дополнительное питание для ведущих спортсменов;

-  учебно-тренировочные занятия, в том числе по плаванию, пулевой стрельбе, настольному теннису, лёгкой атлетике, спортивной игре дартс.