Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 38

Продолжая знакомство с фольклорным залом, нельзя пройти мимо старинного сундука, привезенного откуда-то директором. Плотник же, Вячеслав Андреевич, подбил его, изготовил новые крепления, украсил, покрыл лаком, ему помогали ребята-старшеклассники. Мы радовались этому сундуку так же как и любой новой вещи. Из папье-маше слепили горшки и вазы разной величины и формы, чайную посуду. Горшки раскрасили под хохлому, вазы под гжель, а посуду покрыли красной краской и приклеили мелкие белые горохи. Получилось замечательно. У нас была старая огромная ложка, изготовленная также из бумаги для сюрпризных моментов. Мы ее подновили, и она стала неотъемлемой частью всех наших атрибутов.

По нашим чертежам плотник изготовил ухваты (большой и поменьше, как раз для наших чугунков), кочергу, совок, два топорика. С ними рядом у печки находится веник, дрова с мелкими прутиками. Фантазия старшеклассников помогла изготовить просто чудо - удивительный колодец с настоящей ручкой, вращая которую, можно опускать внутрь колодца и поднимать ведро (фото №     ). Этим делом очень любят заниматься мальчики (ведерки склеили из толстого картона). А вот к настоящим двум небольшим ведеркам, разрисованным под хохлому, купили коромысло, выкрасили его в красный цвет и нарисовали по нему цветы. "Носить" воду в ведрах на коромысле доставляет большое удовольствие ребятам, но не все дети могут справиться с этим из-за поражения верхних конечностей. Очень сложен для некоторых ребятишек процесс надевания ведер на крючок, наклон и поднятие коромысла. Сложно дойти до самого колодца, не задев при этом забор-плетень, деревья, пни, подсолнухи, находящиеся на пути. Но зато как интересно со всем этим справляться, пусть даже с большими сложностями (фото №     ).

Надо отметить, что любое пребывание ребенка в фольклорном зале подчинено главной цели - коррекционной работе. На первый взгляд ничего сложного не представляет такое движение, как необходимость вынуть ухватом чугунок из печки. На самом деле, сколько сил и терпения требует от любого ребенка эта процедура, особенно от тех, кому присущи насильственные движения.

Каждая вещь не только украшает зал, она обыгрывается. Желающий вспомнить знакомую колыбельную занимает место у люльки, другой садится за прялку и непременно запевает мелодичную песню "Прялица" (фото №   ). Вокруг самовара с бубликами собираются любители частушек. Весело звучат русские народные песни в исполнении девочек, усевшихся рядом с березкой. В стороне стоит дубок и вокруг него "девицы"-игрушки водят хоровод. Среди деревьев то там, то здесь виднеются самодельные яркие грибы. Деревья выбирали в лесу, что рядом со школой, украшали яркими листочками, цветными ленточками.

На расписном столе восседает старинный патевон и целый набор пластинок, которые привезла прабабушка Саши из 6 класса. Самотканые дорожки я получила в подарок от жителей села Беневское, что на севере Приморского края. Там же удалось достать настоящее веретено. А самое главное - я привезла из Беневского целый альбом и несколько кассет с записями старинных русских песен, игр, хороводов. Все это сейчас живет в нашем ансамбле, и я часто вспоминаю старушек, напевавших мне эти замечательные мелодии с удивительно простыми, жизненными словами.

Украшением праздников является большой шест с цветными лентами, наверху которого восседает яркий петух. Дети любят "кататься на карусели", держась за яркие атласные ленты. На небольших шестах бубны и колокольчики, звездочки и солнышко. Все это также необходимо для праздников и развлечений, выступлений ансамбля. Рядом с залом в большом удобном шкафу детские наряды: сарафаны и кокошники, рубашки и кушаки, все они расшиты яркими узорами из блесток. Короны, веночки, платочки хранятся в уже знакомом вам сундуке, на котором так любят сидеть наши малыши. На стульчиках разложены и дожидаются своего часа различные музыкальные инструменты, которые, как и все в этом зале, имеют свою историю.