Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 39

А какие интересные утренники проходят здесь же. В день их проведения для детей наступает настоящий праздник, на котором присутствуют приглашенные учителя, родители, врачи, школьники. И не беда, что на праздниках детские голоса часто сбиваются в пении, "проглатывая" целые слоги, а кто-то просто "мычит" в такт - все знают, что зачастую одна лишь невнятная, с трудом вытолкнутая из гортани фраза для иного ребенка равноценна подвигу.

Несмотря на различные физические расстройства детей стараемся включать всех без исключения в процесс игровых ситуаций, которые зачастую сопровождаются мелодиями, русскими народными песнями. Считаем, что подвижные игры, хороводы являются могущественным средством воспитания ребенка, его всестороннего развития. Коррекционные игры под музыку, как подвижные, так и спокойные, помогают преодолеть ряд трудностей в связи с отставанием детей в физическом развитии. Такие игры помогают координировать движения, развивают умения ориентироваться в пространстве. Многократно повторяемые действия способствуют улучшению подвижности в суставах, развивают быстроту двигательной реакции, способствуют приобретению некоторых двигательных навыков. Они просты и интересны в исполнении, всегда сопровождаются различными движениями, привлекают их красочностью содержания и исполнения. В их процессе дети становятся ответственными и серьезными, ловкими и умелыми.

К таким играм можно отнести следующие: "У Маланьи, у старушки", "Девица-красавица", "Бабка Ежка", "Сидит Дрема" и другие. Все они создают у детей положительные эмоции, хорошее настроение. Знакомство с русским народным творчеством не только обогащает их знаниями русской культуры, старины, но и помогает развивать двигательную и речевую активность.

Ансамбль ложкарей

Особое место в данном разделе отводим обучению игре на русских народных инструментах, организации детского ансамбля ложкарей.

Игра в ансамбле ложкарей помогает развивать у детей двигательные функции, мышечную силу пальцевых рук, преодолевать скованность и вялость, развивать точность движений, слуховое восприятие, творческую активность, сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение, помогает преодолеть неуверенность, робость. Занятия в ансамбле ложкарей помогают развить у детей чувство ритма, музыкальную память. Ребята учатся слушать исполнение друг друга, определять на слух допущенные ошибки, анализировать их.

В процессе обучения игре на музыкальных инструментах мы стараемся воспитывать у детей гордость за свой народ, формировать уважение к традициям и обычаям страны, края. Уже в дошкольном возрасте рассказываем ребятам о культуре, героических свершениях предков, прививаем им интерес к прошлому старшего поколения.

Вот почему участие детей в ансамбле ложкарей рассматриваем как одно из действенных средств формирования патриотизма. Ведь в ансамбле используются исконно русские народные инструменты, играют русские народные мелодии.

Первый школьный ансамбль ложкарей создавать было совсем непросто. Мы специально описываем этот процесс для помощи молодым коллегам, которые будут приступать к созданию такого же коллектива со своими воспитанниками. Думаем, наши советы, примеры окажут им немалую помощь. Одной из главных проблем было приобретение инструментов.

Хохломские ложки купили в магазине, трещотки были изготовлены в столярной мастерской школы (эти инструменты нетрудно изготовить самим из плоских деревянных пластинок детского строительного набора и разделочных досок, которые продаются в магазине, затем их распиливают с обеих сторон, набивают круглые палочки). Некоторые инструменты взяли в кабинете музыки, стиральную доску купили, а завхоз школы выделила для ансамбля небольшую сковородку. Коробочки и колотушки смастерили сами из деревянных пластин детского строительного набора.