Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 68

В обществе пока не сформирована культура сбережения здоровья, подлинная физическая культура. Об этом свидетельствует, с одной стороны, преобладание остаточного принципа финансирования массовой физической культуры, а с другой, – небрежное отношение значительной части населения, в первую очередь детей и молодежи, к своему здоровью, физической закалке. Здоровье и физическая культура, как следствие этого, еще не стали в полной мере приоритетным направлением социально-культурной деятельности.

Физическая культура, являясь важнейшей сферой общественной практики и составной частью социокультурной деятельности, представляет собой не просто совокупность физических качеств и двигательных способностей. Она предполагает и обязательное наличие определенных знаний, потребностей и интересов, норм и правил поведения, умений и навыков и, главное, сформированную убежденность и привычки к систематическим занятиям.

Особенностью обучения детей и подростков физической культуре в настоящее время является ориентация на адаптацию, социализацию личности каждого школьника. Такая задача требует переориентации образовательных, спортивно-оздоровительных досуговых проектов и программ социально-культурных учреждений на применение интерактивных методов,   которые развивают мышление, формируют у детей, подростков, взрослых практический опыт взаимодействия, развивают людей физически и духовно. Важная роль в этом процессе отводится использованию комплекса современных социально-культурных технологий – развлекательно-игровых, оздоровительных, обучающих, массово-зрелищных и других.

Создание педагогически направленной социально-культурной среды    предполагает  профилактику алкоголизма и наркомании, получивших распространение среди молодежи. Физическая культура и спорт располагают необходимыми возможностями для привития детям и подросткам навыков сопротивления социальному давлению, противостояния негативному воздействию, формирования уверенности в себе. В процессе занятий физической культурой осуществляется воспитание у учащихся активной жизненной позиции, трудолюбия, коллективизма, смелости, решительности, упорства, целеустремленности – важных качеств, необходимых современному человеку в непростых условиях современной действительности.

Современные виды спорта являются эффективным средством профиликтики наркотической и алкогольной зависимости в молодежной среде. Экстремальные виды спорта (сноубординг, серфинг), а также виндсерфинг, скейтинг, пейнтболл привлекают подростков и юношей, позволяют испытать себя, проверить свои силы, волю. Они убедительно демонстрируют подросткам возможность применить свою энергию для собственной пользы, отвлекают их от других рискованных занятий. В этой связи считаем, что необходимо шире пропагандировать эти виды спорта и создавать возможности для занятий ими.

Анализ  возможностей окружающей среды – школы, семьи и социально-культурных учреждений и их использования в формировании физической культуры детей и подростков, показывает, что эти возможности используются недостаточно.

Среда, по Л.С. Выготскому, является источником развития. Это методологическое положение применительно к физическому воспитанию каждого нового поколения в условиях социально-культурной среды обусловливает необходимость формирования соответствующих условий, использования возможностей всех ее составляющих: школы, семьи, досуговых учреждений и др.

В решении задач формирования физической культуры детей и подростков школа, семья и культурно-досуговые учреждения обладают своими специфическими возможностями. Для школы – это система обучения,     направленная на достижение определенной цели, построенная в соответствии с принципами дидактики, реализующая определенное содержание,  использующая  систему  форм,  методов  и средств.

Семья обладает преимуществами в плане положительного примера, создания соответствующей семейной атмосферы.