Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 6

Так, первичная по своему характеру информативная функция коммуникативных социально-культурных технологий стабильна и независима от политических, экономических или социальных условий. Она формируется и развивается естественным образом по мере развития самого общества и потребностей его членов. В то же время производные, прикладные функции этой технологии (в частности – образовательная, рекламная и другие) зависимы от воздействий внешней среды, динамичны и изменчивы в решении текущих задач, поскольку они подвергаются постоянному воздействию со стороны потенциальных субъектов (властных структур, общественного мнения, рыночной конъюнктуры и др.).

В качестве разработчиков, носителей и пользователей разнообразных творческих, коммуникативных и обеспечивающих технологий выступают социально-культурные институты. Чтобы выявить их место и роль в функционировании огромного технологического потенциала социально-культурной сферы, необходимо осуществить достаточно многоаспектную классификацию.

Технологический комплекс (потенциал) СКРИ нельзя представить себе в виде хаотичного нагромождения всевозможных способов, подходов и методик.

Действующие в этой сфере технологии социально востребованы, социально обусловлены и социально организованы. Являясь непосредственным результатом разделения труда, они составляют совместную повседневную деятельность отдельных лиц и социальных групп, которую правомерно обозначить понятием социально-культурной практики. Эта практика внутренне дифференцирована: отдельные люди, большие и малые социальные общности производят, воспроизводят и транслируют социально-культурные технологии. Именно, благодаря им, общество способно осваивать различные образы и стили жизни, ценностные представления, моральные нормы, образцы деятельности и поведения[5].

Утвердившийся в социально-культурной среде принцип вариативности дает возможность специалистам, заказчикам и пользователям, отбирать и конструировать различные виды социально-культурной деятельности по любой технологической модели, включая авторские. Каждый из авторов привносит нечто свое, индивидуальное, в связи с чем справедливо утверждение, что каждая конкретная технология, внедренная в общественную практику, в известном смысле является авторской.

Масса разнообразных технологий, используемых в социально-культурной деятельности, нуждается в систематизации, классификации и типологии. [6]

Под систематизацией социально-культурных технологий в данном случае подразумевается их описание с помощью целого ряда присущих им характерных признаков. Попытка выявить их структуру и составляющие элементы, их функциональные свойства и качества. Описание технологий позволяет раскрыть их основные характеристики, что делает возможным их неоднократное воспроизведение в процессе социально-культурной деятельности.  

В подходах к классификации социально-культурных технологий существует несколько уровней.

На самом распространенном уровне можно говорить о разделении этих технологий на два больших вида: нормативные и институциональные.

К нормативным мы относим социально-культурные технологии, представляющие совокупность исторически сложившихся норм поведения и деятельности, характерных для отдельной социальной общности (например, культурное поведение или культурная деятельность семьи), либо для общественно значимой цели, ценности или потребности (например, фольклор, игра, ремесла, нравственные или эстетические нормы и принципы и т. д.).

Среди институциональных преобладают социально-культурные технологии, которые обязаны своим рождением, функциональным общественным назначением и принадлежностью тому или иному социально-культурному учреждению, центру или профессиональному объединению людей, занимающихся конкретным видом социально-культурной деятельности. Источником создания и пользования таких технологий являются организационно оформленные и признанные обществом учрежденческие социальные институты – образования, армии, церкви, массовой коммуникации и другие.