Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 55

В течение года каждый учащийся ДЮСОШИ получает в среднем 180-200 часов оздоровления средствами физической культуры и искусства.

Все вышеперечисленные мероприятия способствуют реабилитации детей: за период с 1998 по 2002 годы снята инвалидность с 91 человека.

За время работы  школы подготовлено: 1 Мастер Международного класса, 6 Мастеров спорта и 17 кандидатов в мастера спорта по плаванию, пулевой стрельбе, настольному теннису, лёгкой атлетике. В Российских и международных соревнованиях приняли участие 123 человека и 68 из них стали победителями и призёрами.

Гордость школы – мастер спорта международного класса по плаванию Наталья Попова. Её главное достижение – бронзовая медаль на ХI Паралимпийских Играх  2000 года в Сиднее (Австралия). В 2002 г спортсмены ДЮСОШИ завоевали 89 золотых, серебряных и бронзовых медалей. По результатам выступлений 6 спортсменов школы стали кандидатами в состав сборной команды России среди инвалидов для участия в ХII Паралимпийских играх 2004 года в Афинах (Греция).

Важно уделять внимание  содержанию социально-культурной, досуговой деятельности семей детей инвалидов. В школе самыми массовыми и традиционными стали культурно-спортивные праздники, фестивали, посвящённые Международному Дню инвалида, Дню семьи, семейные старты, в которых принимают участие члены семьи ребёнка.    Совместно проводимый досуг способствует духовной   реабилитации, развитию   коммуникативных    связей   самих    инвалидов,   членов их семей, межсемейных связей.   Для многих родителей важным является встречаться с другими аналогичными семьями.

Такие мероприятия не могут не оставить впечатления у детей: все родители отмечают у них позитивные изменения, расширение кругозора, появление интереса к окружающей жизни, уверенности в себе, повышение самооценки, появление новых друзей. Более того, совместно проводимый досуг благотворно влияет на сплочение семьи, позволяет с оптимизмом смотреть в будущее, вселяет уверенность и в самих родителей. Они учатся правильной оценке окружающей их жизни, радостному восприятию мира, преодолению трудностей. Благодаря социокультурной деятельности семьям стали свойственны следующие характеристики: активность, творчество, взаимопомощь, межличностный характер внутрисемейных отношений. Досуговая активность для инвалида и членов его семьи означает переход от потребительской позиции к деятельностной, когда сам инвалид и его семья выбирают тот род занятий, который отвечает их способностям, задаткам и увлечениям.

Реабилитация подростков с ограниченными возможностями требует особой методики. Они начинают в этот период осознавать свою инвалидность, испытывать трудности в налаживании контактов со сверстниками, особенно с противоположным полом.           Поэтому работа должна быть ориентирована на уважение личности подростков, чтобы они  могли свободно говорить обо всех своих проблемах. Главное - подросток должен видеть себя хозяином положения, понимать, что он – неповторимая личность и может многое дать другим людям.

Примером такой целенаправленной работы может служить деятельность Российской общественной организации «Детский орден милосердия» в г. Набережные Челны (сокращённо ДОМ).

 Цель ДОМа:  оказание педагогической поддержки для развития детей с ограниченными возможностями через приобщение их к общечеловеческим ценностям – гуманизму и милосердию, человеколюбию и состраданию. 

Задачи:

1. Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей с инвалидностью.

2.  Ранняя профессиональная ориентация детей и подростков на профессии медиков, социальных педагогов специализированных детских учреждений и школ.

Подростки-инвалиды практически не отличаются в желании участвовать в социально-значимых делах от своих здоровых сверстников. Они более остро чувствуют недостатки общества и искренне хотят «помочь ему». Б.Г.Ананьев отмечал, что важным моментом в процессе социализации является переход индивида от объекта воспитания к субъекту воспитания, то есть постепенное повышение его активной роли, как по отношению к общественной жизни, так и по отношению к формированию собственной личности.