Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 30

Всю предметную деятельность человека можно представить в виде этих трех режимов. Знание их и использование на практике позволяет эффективно управлять когнитивными процессами обучающихся, не навязывая им темпы и характер развития, а следуя их синергетическим процессам.

И заключительный этап – предоставление возможности реализации результатов синергетической деятельности. Творческий акт, как поступок, как результат длительно готовящегося действия на основе ее глубинных склонностей – это тот уровень, на котором доминанта педагогического воздействия сменяется доминантой саморазвития личности. На этом этапе педагогическое воздействие становится второстепенным фактором, а на первое место выходит саморазвитие. Доминанта творческой активности сменяется личностной активностью, самостоятельно определяющей цели и задачи своей деятельности. Творческая активность и в дальнейшем возрастает, но источником этого роста являются не только внутриличностные синергетические процессы, но и общественные. С каждой реализацией у человека нарастает поток новых возможностей в обществе. Творческий акт не просто реализует, но и увеличивает потенциальность возможностей. Личность здесь предстает как возможность самой себя, и она не исчерпывается никакой самореализацией.

На этом этапе «задача не в том, чтобы реализовать потенциальный смысл своей жизни, а в том, чтобы сохранить его потенциальность после и сверх всякой реализации». ( ) Необходимо сделать так, чтобы само действие не выступило на первый план, а было заслонено, снято в том, что открывается в его результате. Действие может быть представлено, как порождение пространства возможностей другого действия, когда движение к чему-либо превращается в преобразование его же ситуации. Д.Б.Эльконин выделяет аспекты полного действия:

1. Фаза собственного усилия

2. Фаза собственного бездействия – обнаружения пространства возможностей

Технология развития творческой активности молодых инвалидов.

Одной из актуальных проблем инвалидов является их пассивность, привычка к потреблению без затраты собственного труда. Система социальной защиты, оказывая помощь, невольно воспитывает это качество. Социальное отчуждение инвалидов, отсутствие условий для обучения, труда, общения подавляет их активность. Многие из них после 18 лет не только не учатся и не работают, но даже не занимаются творческими видами деятельности и не читают, у некоторых очень узкий круг общения.

Целью является воспитание творческой активности молодых людей с ограниченными физическими возможностями.

Задачи:

1.  Формирование личностно-значимого содержания, связанного с определенным видом деятельности (мечты, целей, планов)

2.  Формирование личностно-значимого содержания, связанного с другими видами деятельности и общения.

3.  Развитие доминант личности и функциональных психологических органов.

4.  Увеличение возможностей реализации личности в обществе.

Событие – это со-бытие, совместное бытие человека и явления. Это явление внешнего мира, которое имеет для человека значение, смысл. Под доминантой понимается ведущий устойчивый мотив, а под функциональным органом – особое психологическое образование, направленное на достижение цели и задач. Воспитание творческой активности - насыщение внутреннего мира человека позитивными событиями и отношениями с другими людьми, развитие психологических доминант (и функциональных органов).

Методы:

1.  Общение с шедеврами различных видов искусства.

2.  Знакомство с биографиями выдающихся творцов.

3.  Вовлечение в различные виды творческой деятельности.

4.  Управление когнитивными синергетическими процессами личности

5.  Самореализации в личностно-значимой и общественно-полезной деятельности.

Формы:

1.  Занятия бальными танцами.

2.  Занятия изобразительным искусством

3.  Занятия биоэнергетикой

4.  Встречи с интересными людьми в клубе культурно-творческой интеллигенции инвалидов «София»